Сложности на старте

2.2 Целеполагание


Время чтения — 11 минут
Ряд актуальных проблем ЦТ в России связан с недостаточно выраженным целеполаганием, отсутствием понятного и четкого описания целевого состояния на федеральном уровне, которое затем было бы последовательно и логично декомпозировано на региональный и муниципальный уровни.

Проблема 1

Отсутствие описания целевого состояния на федеральном уровне

Для описания целевого состояния на федеральном уровне недостаточно имеющихся документов стратегического планирования: они не охватывают все области ЦТ государства и все уровни вертикали государственного управления (подробный обзор НПА см. в приложении А). Во многом это «болезнь роста» и следствие высокой неопределенности, которая характерна для развития технологий и социальных изменений. Как результат — многоуровневой госстратегии ЦТ пока не существует, а сама ЦТ происходит во многом стихийно.
«Если мы в регионе ждем, что Минцифры все сделает и скажет, как нам делать, мы тратим время и не используем имеющиеся в нашем регионе ресурсы. Сидеть и ждать — это неинтересно, это не наш метод»
Отсутствующее пока выравнивание «по вертикали» дополняется также сложностью и запутанностью «горизонтального» межведомственного взаимодействия, отсутствием согласованности на уровне нормативных документов, на уровне информационных систем (хотя именно этот уровень постепенно меняется к лучшему) и в области коммуникации, что также затрудняет создание единого образа конечного результата ЦТ. В результате ЦТ в глазах общества оказывается оторвана от реальной жизни. Для национальных проектов и целей есть понятные, наглядные показатели — общественно значимые результаты (ОЗР), но они не всегда очевидны в отношении процессов ЦТ. Наиболее распространенное недоумение по-прежнему выражено в главном вопросе, обращенном к цифровизаторам: «Зачем нам "цифра", если в городе нет дорог, врачей и водопровода?»
Шубина Д. О., Барышникова А. В., Рудь Д. С. Оценка эффекта переезда российских государственных ведомств в Единый правительственный комплекс. М.: ЦПУР, 2020. 113 с. (Исследования по вопросам государственного управления. 2020. Вып. 03).
«Необходимо на всех уровнях воспринимать "цифру" как драйвер развития на многие годы вперед — будь то страна, регион, министерство, отрасль или отдельная организация в городе»
Достижение цифровой зрелости станет важной частью описания целевого состояния ЦТ в ряде отраслей. На момент написания доклада ведется разработка методики расчета показателей цифровой зрелости и их декомпозиции на регионы (см. раздел 4.2). Она помогает выявить проблемы разрыва в уровне развития ИТ разных регионов и оценить степень цифровизации наиболее социально значимых отраслей.

Проблема 2

Ограничительный характер законодательства в сфере цифрового развития

Труднопреодолимые для цифровой трансформации барьеры в России возникают из-за требований федеральных законов о госзакупках, а также ограничений госслужбы. Закупочное законодательство в ряде случаев просто исключает из правового поля современные инструменты реализации цифровых проектов, например использование аутсорсинговых компаний. Заказчики и поставщики вынуждены применять недолжные приемы не ради незаконной выгоды, а «для вполне добросовестных целей: повысить качество итогового результата закупки, успеть провести закупку в установленный короткий срок или скорректировать изначальное техническое задание с учетом изменившихся приоритетов».
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // КонсультантПлюс. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // КонсультантПлюс.
О типовых сценариях осуществления госзакупки и недостатках регулирования системы госзакупок подробнее см.: Система государственных закупок в России: конкуренция против качества? / А. Конов, И. Бегтин, Н. Горбачева и др.; под ред. М. Комина. М.: ЦПУР; Антикоррупционный центр НИУ ВШЭ, 2019. (Серия «Аналитические записки по вопросам государственного управления»).
«В конце 2020 года утверждают бюджет на 2021 год. Все регионы по всем отраслям утверждают бюджеты независимо друг от друга, в том числе планируют ИТ-закупки. ИТ-решения одних и тех же задач финансируются параллельно много раз. После проведения закупок изменить что-либо нельзя, придется использовать оплаченные решения. Как говорится, за державу обидно»
У большинства РЦТ всех уровней возникает один и тот же вопрос: как правильно формировать бюджет на цифровую повестку и чем он отличается от бюджетов ИТ? Постепенно становится ясно, что существующую систему госзакупок необходимо реформировать, чтобы упростить и ускорить их. В госсекторе появляются новые инструменты закупки ИТ-продуктов и услуг, такие как наем фрилансеров, покупка ИТ-продуктов через маркетплейсы, электронная покупка электронных продуктов, а ради упрощения найма ИТ-специалистов для in-house разработки изменяются требования к госслужбе.
В ряде стран правительственные закупки и финансирование разработок в сфере ИТ рассчитаны на применение Agile-подходов. В частности, в Великобритании и Австралии правительственные службы изначально финансируют разработку только прототипа сервиса с ограниченным набором функций. Если он успешно проходит проверку, финансирование продолжается, если нет — финансирование сокращают или вообще останавливают разработку. В США офис закупок Службы трансформации технологий использует особый формат договоров с разработчиками, позволяющий резко менять требования к конечному продукту в зависимости от обратной связи, полученной от пользователей в ходе проекта.
Про эти и другие процедуры подробнее см. Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении / под ред. Е. Г. Потаповой. М.: РАНХиГС, 2019. С. 114-141
Другой серьезный ограничитель — фактический запрет на инициативу снизу, когда «запрещено все, что не разрешено прямым текстом», а именно то, что не относится к требованиям НПА или к прямым поручениям вышестоящих органов. Проблема недостатка средств на региональную цифровизацию обсуждается на государственном уровне, один из выходов — тиражирование типовых решений или формирование базы эффективных кейсов.
Туманова О. Концы не сходятся // Российская газета.
Еще один фактор, сдерживающий развитие цифровых технологий в госсекторе, — отсутствие правовых и методологических норм проведения апробаций технологий и подходов к управлению, запуска «пилотных» цифровых проектов. Например, Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», разработанный Минэкономразвития, вступает в силу 28 января 2021 года, но по состоянию на декабрь 2020 года подзаконные НПА для его применения на практике еще не были приняты.

Проблема 3

Несоответствие целеполагания идее ЦТ

Проблема несбалансированного целеполагания выражается в постановке либо легкодостижимых, но не трансформационных целей, либо исключительно амбициозных, но при этом нереальных (см. также об этом в разделе 7). Легко достижимые цели — это, например, повышение эффективности процесса на 3% или изменение формальных показателей, по которым сравнительно просто отчитаться. Нереальные цели ставятся без учета контекста и текущего уровня развития технологий и служат для украшения отчетности или для самопиара руководителя. Такие цели, хотя и выглядят привлекательно, не мотивируют стремиться к их достижению, поскольку достичь их заведомо невозможно.
«Трансформация процессов и в целом работы организации может привести к сильным изменениям, которые станут заметны только постфактум, поэтому приходится некоторые стратегические цели формулировать в общем виде. После постановки целей необходимо их сбалансировать и структурировать: определить приоритетные и поддерживающие цели, связать между собой, устранить возможные противоречия между ними»
К цели можно двигаться по-разному. Можно действовать формально, проводить мероприятия и достигать намеченных показателей. А можно действительно трансформировать органы власти, повышая качество жизни граждан и заодно улучшая репутацию государственных структур. Во втором случае есть шанс (но не гарантия), что достижение цели будет означать реальные полезные изменения.

Проблема 4

Недостаточное финансовое обеспечение ЦТ в регионах

Сейчас рассинхронизация целей на региональном и муниципальном уровне с целями на федеральном уровне приводит к недостаточному финансированию мероприятий ЦТ. Проблема финансирования программ развития стоит перед большинством российских регионов; в 2020 году дотационными были признаны 72 из 85 субъектов РФ . Получение и расходование бюджетных средств в дотационных регионах связаны с большим количеством ограничений, что еще больше затрудняет реализацию программ. В результате регионы не имеют достаточного финансирования для запланированных мероприятий, сталкиваются с трудностями при попытках изменить финансирование и план мероприятий в течение года, даже когда такое изменение объективно полезно и при этом не потребует увеличения расходов. Выходом из ситуации может стать привлечение внебюджетных источников финансирования.
Опубликован перечень дотационных субъектов РФ на 2020 год // Гарант.ру.
Мильчаков М. В. Высокодотационные регионы России: условия формирования бюджетов и механизмы государственной поддержки // Финансовый журнал. №1 2017.
В 2020 году ЦТ госсектора происходила на фоне пандемии COVID-19, которая значительно увеличила дефицит региональных бюджетов. Больше других пострадали регионы-доноры, не получавшие трансфертов из федерального бюджета. Поэтому можно утверждать, что сегодня проблемы с финансированием цифровых проектов актуальны почти для каждого субъекта РФ.
Регионы РФ в 2020 году могут потерять 12-15% собственных доходов // ФИНАМ.
Панина Т. От пандемии больше всего пострадали регионы с высокими доходами // Российская газета. 08.11.2020.
«Программа цифровизации и ЦТ в регионе с дефицитным бюджетом не может рассчитывать на большое финансирование. Деньги вроде есть, но на деле они расходуются на оплату труда, обслуживание зданий и так далее, а на ЦТ денег не остается. В таких условиях невозможно ничего изменить и рискованно писать концепцию стратегического планирования, потому что для ее реализации понадобится финансирование»