Введение
Что это у тебя, — спросил Гаррис, — сковорода?

Нет, — ответил Джордж, и в глазах его появился какой-то странный, безумный блеск. — Это — последний крик моды. Все, кто проводит отдых на реке, берут его с собой... Это — банджо.

Понятия не имел, что ты играешь на банджо! — воскликнули мы с Гаррисом в один голос.

А я и не играю, — ответил Джордж. — Но мне говорили, что это очень просто. Кроме того, я достал самоучитель.
Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки
Цифровая трансформация государственного управления становится
одной из ключевых задач развития страны. Для ее решения необходимо создавать и реализовывать стратегии цифровой трансформации на разных уровнях. Руководителям цифровой трансформации, которым адресован доклад, предстоит понять, как написать такую цифровую стратегию, которую действительно можно выполнить, из чего она может состоять, зачем нужна и каких результатов позволяет достичь.
Автор:
П. Е. Голосов, К. Л. Киселева, А. В. Ожаровский, П. М. Потеев, К. А. Ткачева,
В. В. Тюрин

1.1 Почему стратегии востребованы сейчас

1.1.1 Цифровая стратегия как маршрут движения организации, отрасли, региона


Время чтения — 13 минут
Развитие часто описывается метафорой движения: от старого к новому, из прошлого в будущее, от простых форм к сложным. Если пользоваться этой метафорой применительно к цифровому развитию, то у такого движения всегда есть исходная точка, из которой мы стартуем, и цель, к которой мы идем. Но есть и еще два важных свойства. Во-первых, цифровое (как и любое другое) развитие бесконечно, мы можем ставить новые цели и двигаться дальше. Во-вторых, чтобы двигаться быстро и по самой удачной траектории, необходимо ориентироваться на местности. У путешественников для этого существуют карты, у команды цифровой трансформации — стратегия.
Стратегия для команды — больше, чем карта. Стратегия опирается на понимание текущей ситуации и на прогнозирование будущего. Она позволяет выбрать цели и направление движения, продумать маршруты, выявить ресурсы, предусмотреть запасные варианты. Востребованы грамотные и реализуемые стратегии цифрового развития, необходимы новые методики их разработки на основе архитектурного, технологического, ценностного, экосистемного, методического подходов.
Стратегическое планирование вызывает трудности и в силу высокой скорости перемен, и из-за традиций государственного управления, однако именно оно сейчас нужно госорганизациям в самом широком смысле — от отдельных департаментов до органов власти целых регионов.
Почему это так? Долгие годы в России планирование было ограничено бюджетным циклом, при котором расходование средств и принятие решений часто привязаны к концу года или к концу цикла. В силу этого у лиц, принимающих решения, иногда нет времени на анализ ситуации. «Горизонт планирования» определяется особенностями отчетности: госслужащие должны отчитываться несколько раз в год, им сложно ставить долгосрочные цели и в полной мере ощущать ответственность за то, что будет через 10–15 лет.
Стратегический подход необходим, чтобы выйти за рамки текущих процессов и начать думать «вдолгую». Он позволяет увидеть, какими будут организация, регион, страна, общество через три года или 10 лет, и начать изменения уже сейчас.
Применительно к масштабным задачам краткосрочное планирование часто мешает работать качественно, а стратегия меняет фокус и позволяет даже краткосрочное планирование сделать более разумным и эффективным. Если говорить об отдельных организациях, то перед ними сейчас стоит задача добиваться быстрых побед; важно понимать, что стратегический подход и быстрые победы не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. В госуправлении как инерционной в целом сфере быстрые победы вполне реальны. Иногда достаточно проанализировать, что в организации делается «по привычке» и лишено смысла, чтобы внедрить значимые изменения, которые через месяц или два смогут существенно улучшить тот или иной процесс или способ решения задач.
Особенно актуальным стратегическое планирование становится в контексте цифровой трансформации, одной из национальных целей развития Российской Федерации. Указ от 21.07.2020 № 474 закрепил понятие цифровой трансформации (ЦТ) и установил целевые показатели, которые должны быть достигнуты к 2030 году (подробнее о нормативных документах, регулирующих цифровую сферу, см. приложение А).
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
На протяжении ближайшего десятилетия цифровая трансформация отраслей экономики и государственного управления будет в фокусе внимания Правительства РФ. Поэтому необходимо, чтобы на уровне отдельного органа власти, региона или организации цели ЦТ были четко сформулированы, увязаны с целями федеральных документов и детализированы с учетом отраслевой и региональной специфики.
Стратегия цифровой трансформации позволяет видеть общую цель. ЦТ — это комплексный процесс, при котором отдельные элементы целого (организации, отрасли, органа власти) должны меняться синхронно и в одном направлении. Необходимо учитывать барьеры на пути трансформации (см. раздел 2) и различный уровень цифровой зрелости (см. раздел 4.2). Узконаправленные программы часто не могут обеспечить прорыв и осложняют движение к цели. Поэтому важно глобальное видение пути развития. Для достижения отдельных целей внутри стратегии могут быть выделены отдельные программы и проекты.
Стратегия позволяет всем сотрудникам организации действовать согласованно, прилагать усилия в одном направлении. Организация — это телега, к которой привязаны лебедь, рак и щука. Если нет единой стратегии, то нет и направления, в котором телега будет двигаться. Лебедь, рак и щука, разные по устройству, функционалу и даже целям существования, будут тянуть эту телегу в разные стороны. Даже если каждый из них выкладывается на 100%, она останется на том же месте: организация не достигнет долгосрочной цели, которую перед собой ставит.
Работа над стратегией выявляет основные проблемы и возможности организации, отрасли или региона. Чтобы обсуждение этих проблем было продуктивным, нужно наладить диалог с теми, кого затронут будущие изменения, прежде всего с гражданами, и сформулировать для них конкретные понятные предложения по развитию отдельной отрасли или региона, которые помогут им ощутить качественные изменения и преимущества цифровизации.

1.1.2 Цифровая стратегия как фактор эффективности государства

Цифровая стратегия государства и поддержка стратегического планирования на всех уровнях госуправления — важный фактор конкурентоспособности этого государства и его эффективности во внутренних и внешних действиях. В России вопросам стратегии применительно к ЦТ уделяется большое внимание в нормативных документах (подробнее о них см. приложение А) и выступлениях руководителей государства.
По словам председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, «цифровая трансформация требует вообще переосмысления роли государства и организации работы, если хотите, федеральных органов или других органов власти».
Мишустин считает, что цифровая трансформация требует переосмысления роли государства // ТАСС.
Стратегические цели и задачи развития цифровой экономики в России зафиксированы в национальном проекте «Цифровая экономика» и входящих в него федеральных проектах. Одной из задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» является цифровизация процессов стратегического планирования.
Цифровая экономика РФ // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление», утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2018 № 9 // Правительство России.
В Указе № 474 цифровая трансформация названа одной из пяти национальных целей развития РФ на период до 2030 года. В качестве целевых показателей указаны:
  • достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, транспорта, а также госуправления;

  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%;

  • рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к интернету, до 97%;

  • увеличение в четыре раза вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий (ИТ) по сравнению с показателем 2019 года.
Достижение этих показателей будет контролироваться с помощью методики расчета целевых показателей и их прогнозных значений, утвержденных Минцифры России.
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" от 18.11.2020 № 600.
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация" от 18.11.2020 № 601.
Региональные документы стратегического планирования отражают не только цели и задачи национального уровня, но и региональные вызовы и особенности, которые будут влиять на решение этих задач. Однако собственные цифровые стратегии (как самостоятельные, так и в составе стратегии социально-экономического развития региона) есть пока не везде. Иногда достижение стратегических целей «вписывают» в существующие программы развития информационных технологий, что вряд ли можно считать приемлемой практикой.
В октябре 2020 года Правительство России приняло постановление, в котором утвердило новое Положение о ведомственных программах цифровой трансформации. В том же месяце был принят «Общенациональный план действий», где отдельный раздел посвящен цифровым проектам и планам в сфере цифровизации, в частности оказанию госуслуг.
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» от 10.10. 2020 № 1646.
Подробнее о законодательном регулировании в области цифровизации и цифровой трансформации см. приложение А.
Создание эффективных цифровых стратегий в госуправлении не только актуально внутри страны, но и становится частью межстрановой конкуренции: темпы и глубина цифровой трансформации все больше определяют конкурентоспособность государств.
Россия пока не входит в число мировых цифровых лидеров, но стремится к этому. В самом лестном для России рейтинге электронных правительств WASEDA она занимает 23-е место; непосредственно над ней располагаются Нидерланды, Исландия и ОАЭ, ниже — Австрия, Бельгия и Таиланд. Тройка лидеров этого рейтинга — США, Дания и Сингапур. Разработчики стратегии могут изучать опыт ЦТ госуправления как в странах с близким уровнем цифрового развития, так и в странах-лидерах.
Один из мировых лидеров — Великобритания. Ее технологическая инновационная стратегия пользуется заслуженным уважением, но, тем не менее, постоянно совершенствуется. Активная государственная позиция в области искусственного интеллекта (ИИ), развитие маркетплейса технологических инициатив, нацеленность на масштабное использование цифровых ID в различных отраслях (непосредственно в «цифре», культуре, медиа и спорте) ускоряет совместное движение вперед академической науки, промышленности и органов госуправления.
В России может появиться marketplace для стартапов в сфере цифровой экономики // ТАСС.
В Канаде до 2022 года действует четырехлетний план действий в области цифровизации, нацеленный на создание открытого цифрового правительства. В комплексе с развитием технологий активно развивается практика управления данными, создавая среду открытости и сотрудничества для госслужащих. Приоритет при цифровых изменениях отдается интересам и потребностям гражданина, предоставлению максимально комфортных сервисов для всех групп граждан с обязательным учетом инклюзивности и доступности среды. Жители при этом непосредственно вовлечены в процесс разработки «цифровых» политик.
Стратегия развития цифрового правительства Китая входит в «Четырнадцатую пятилетку» национального плана информатизации, который решает задачу построения так называемой «сетевой власти», цифрового Китая и «умного» общества. Элементы цифрового правительства глубоко интегрируются в общественную жизнь, распространяясь далеко за пределы верхнего уровня управления государством.
Активно ведется и работа с обществом по ассимиляции «цифры». Граждане вовлечены в создание и развертывание новых общественно значимых сервисов, что помогает своевременно и с необходимым масштабом реагировать на сложные вызовы. Таким образом, в стране формируется новый уровень культуры цифровой трансформации, получающий мощную государственную поддержку.
«Цифровая Индия» идет по пути упрощения форм взаимодействия граждан и государства; это, в частности, означает буквально «меньше полей на формах для заполнения» и запрос только минимально необходимых данных. При этом государство стремится обеспечить гражданам максимум онлайн-поддержки через работу приложений и возможности трекинга статуса услуг. Автоматизация, обратная связь и анализ данных служат основой ответа на типовые вызовы и задачи государства.
About Digital India // Digital India Programme.
В общем виде рецепт наиболее адекватных способов ускорения цифрового развития государственного управления, основанный на мировом опыте, сформулирован в трех тезисах Еврокомиссии: делайте решения простыми, делайте их универсальными и делайте их совместно.