Стратегия и архитектура организации

5.2 Архитектура предприятия как основа для разработки стратегии


Время чтения — 7 минут
Для каждого из компонентов стратегии, описанных в разделе 3.2, можно найти и описать ряд соответствующих слоев; неотъемлемой частью написания стратегии является построение архитектуры организации путем описания и проектирования нужных слоев (см. рисунок 5.4).

Рисунок 5.4
Компоненты стратегии

Для таких компонентов стратегии, как текущее состояние, целевое состояние или инерционный сценарий, нужно подумать о слоях бизнес-процессов, бизнес-функций, продуктов и услуг. Для компонентов «план реализации» и «разрыв» актуальными будут такие слои, как ресурсы (финансовые: акции, капитал, наличность; физические: заводы, линии, оборудование, земля, материалы; человеческие: навыки, компетенции, ноу-хау, мотивация; административные и т. д.), способности (интегральные свойства компании достигать поставленных перед ней целей за счет комбинации ее ресурсов), стратегические инициативы, проекты и планы достижения целевого состояния.
Рассмотрим разработку стратегии с использованием архитектурного подхода на примере города. Город — это большая сложная система, включающая такие слои, как линии метрополитена, подземные теплотрассы, подземные линии связи, наземные дороги, жилая застройка. В него вплетается слой культурных, образовательных, медицинских учреждений. Стратегия развития города влияет на все эти слои, но также не может не учитывать их наличия. Стратегия может определять архитектуру или высвечивать в ней наиболее важные для успеха области. Стратегия формируется на основе запросов горожан: в ответ на запрос на здоровый образ жизни создается слой спортзалов и беговых дорожек; на развлечения — слой театров, кино, музеев и ресторанов; транспортная стратегия учитывает сложившуюся жилую и офисную застройку и т. д.

Рисунок 5.5
Стратегическая трансформация архитектуры

В сложных стратегиях возможны промежуточные состояния, каждое из которых имеет так называемую транзитную архитектуру (см. вертикальные линии на рисунке 5.5). Транзитные архитектуры выступают промежуточными станциями по пути к целевой архитектуре, на которых можно остановиться, осмотреться, скорректировать план действий, пополнить ресурсы; они нужны, чтобы обеспечить непрерывность деятельности организации на этом пути.
Цели организации, продукты, драйверы рынка, заинтересованные лица — все это компоненты архитектуры, и они же традиционно рассматривались как компоненты стратегии. В то же время организации ожидают от стратегов и стратегии трансформации. Таким образом, архитекторы заходят на то поле, где традиционно играли стратеги, а стратегия заходит на поле архитектуры, поскольку внедрение новой архитектуры или бизнес-модели может быть стратегической целью.
Изменение архитектуры — крайне энергоемкое мероприятие, которое можно сравнить с переездом на новую квартиру в другую страну. Можно ли переезжать постоянно, до конца жизни? Можно, если к этому подготовиться. Кочевые народы, например, постоянно меняют дислокацию и окружение, у них для этого все приспособлено. И быт, и снаряжение, и образ жизни рассчитаны на быструю адаптацию к новым условиям. Для этого каждый аспект жизни (как и архитектурный слой) проектируется так, чтобы его изменение было возможным и проходило гладко.
Таким образом, стратегия — это метод изменения архитектуры, а это значит, что архитекторов и стратегов нужно соединить в одном информационном пространстве, чтобы они видели работу друг друга и общались на одном языке. Каждый менеджер должен понимать, куда направлен вектор усилий его подразделения. Операционный дизайн организации (процессы, системы, информация) должен находиться в связке со стратегическими инициативами и их показателями.
Архитектура позволяет получить план, охватывающий все слои, подверженные изменению. Когда два состояния описаны в одинаковой архитектурной манере, мы можем непротиворечиво и весьма детально охарактеризовать переход между ними. Описание этих трех компонентов и составляет минимальный объем стратегии.
В книге «Архитектура и стратегия. „Инь" и „янь" информационных технологий предприятия» подробно описывается соотношение архитектуры и стратегии. Книга может быть полезна для понимания принципов их взаимодействия, хотя в части описания цифровых технологий уже успела устареть.
Данилин, А., Слюсаренко, А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия. М.: Интернет-университет информационных технологий, 2018.
Обычно драйверы, ориентиры, цели и ограничения задают будущий коридор проектирования и реализации. Целями органа власти, задающими фокус, могут быть, например, массовая кастомизация госуслуг и более чем десятикратное увеличение скорости их предоставления. Для федеральных органов власти вопрос проектирования архитектуры такого решения усложняется необходимостью работы на трех-четырех уровнях управления — от федерального до муниципального (см. раздел 2.2).
Рассмотрим необходимый и достаточный набор слоев архитектуры для проектирования стратегии ОИВ сверху вниз (от понимания новых принципов или новых целей деятельности к воплощению самой деятельности). При проектировании должны быть идентифицированы, осознаны, взаимоувязаны и спроектированы:

  • слой драйверов (например, импортозамещение, цифровизация);
  • слой стратегических ориентиров (ориентиры «бизнес-смысла», а не следование технологическим трендам), например снижение социального неравенства, повышение мобильности населения, предоставление равных возможностей, развитие малого бизнеса;
  • слой целей, направленных на достижение названных выше ориентиров, например ускорение операций до секунд, массовая кастомизация госуслуг (когда количество микросегментов равно количеству граждан);
  • слой метрик и показателей, характеризующих цели;
  • слой ограничений (правовых, финансовых, экономических, геополитических);
  • слой людей, ответственных за достижение целей;
  • слой функций и процессов, выполняемых подразделениями для достижения поставленных целей;
  • слой информационных систем, где информация будет циркулировать и целостно накапливаться для принятия решений, аналитики, прогнозирования;
  • слой функций информационных систем (микросервисы), которые поддержат функции госслужащих и процессы министерства;
  • слой информации, которая циркулирует в процессах

В каждом слое отбираются те элементы, которые попадают в стратегический фокус трансформации. Креативная роль в отборе таких элементов отводится аналитикам и архитекторам, проектирующим трансформацию, руководителям трансформации и первым лицам организации, отвечающим за ту деятельность, которой организация управляет.
Главная триада архитектора выглядит так: цель («Куда?») — решение («Как?») — действие («Поехали!»). В разделе 4.1 подробно обсуждается, как и зачем описывать состояние As Is. Не менее важна архитектура To Be. Без нее нет смысла говорить о трансформации архитектуры: ее будет «некуда» трансформировать. Если отсутствует описание хотя бы одного из состояний, то нет и разрыва, который требуется устранить для перехода в будущее.