Стратегия и архитектура организации

5.3 Особенности цифровых организаций и их стратегии


Время чтения — 8 минут
Цифровая организация — это организация, в которой данные и ИТ начинают играть системообразующую роль. Информацию (в том числе и в ИТ-системах) собирали и ранее, но сейчас она стала значимым участником процессов, наряду с людьми, землей, капиталом. Сами ИТ при этом получают новое качество за счет следования трендам типа разработки платформенного ПО, ориентации на микросервисы, обработки больших данных и т. д. Движение в сторону цифровизации отражается на архитектуре организации в виде нескольких ключевых изменений:
  • снижения доли ручных бизнес-процессов до нуля;
  • передачи операционных решений в слой правил и, в ряде случаев, в слой ИИ;
  • создания слоя API для доступа ко всем ИТ-ресурсам компании;
  • создания цифровых двойников для всех объектов реальности, непрерывного накопления данных по всем аспектам функционирования людей, процессов, оборудования в виде цифровых следов с возможностью онлайн-интерпретации поступающих данных;
  • создания слоя сервисов, улучшающего доступ к основным продуктам компании.
Переход организации в категорию цифровых сопровождается принятием многочисленных архитектурных решений, своего рода «перебалансировкой»: в организации становится «меньше людей и больше ИТ» в виде систем, сервисов, роботов, ИИ, данных, интеграций. Такие компании-феномены, как Amazon и Alibaba, уже практически целиком состоят из элементов ИТ-домена: сервисов, API, ИИ и т. д. Данные в таких компаниях не просто представляют статистику или связку в потоке операций процесса, а являют собой новое качество, образуя цифровые двойники реальности, на основе которых можно принимать полноценные решения разных уровней и управлять объектами реальности силами ИИ.
Цифровой двойник — это воплощение в информационной системе полного набора данных об объекте реальности, включая данные о возможности влияния на объект реальности через доступные у него цифровые интерфейсы.
Особенность стратегии ЦТ заключается в том, что при ее разработке необходимо обеспечить учет и контроль всех элементов, находящихся в фокусе стратегии, во всех архитектурных слоях. Принципы, цели, задачи, драйверы, стейкхолдеры, ограничения, нормы, показатели должны быть объединены цифровой моделью, то есть иметь свои цифровые двойники, связи и оцифрованные трассы влияния (цепочки зависимых влияний) друг на друга и на все остальные элементы бизнеса (архитектуры бизнеса). Вот несколько примеров того, как формируются требования в цифровой стратегии с точки зрения архитектуры.
1
Каждый показатель эффективности должен быть привязан к данным, по которым он рассчитывается, с возможностью контроля показателя в режиме реального времени.
2
Каждый элемент слоя процессов должен быть максимально освобожден от ручного вмешательства в шаги процесса вплоть до полного устранения зависимости шага процесса от человека.
3
Каждое действие, решение, изменение, факт, перемещение и т. д. должно оставлять спроектированный для него цифровой след.
4
Каждый объект данных должен быть четко специфицирован, включая рассмотрение его использования на каждой стадии жизненного цикла объекта данных.
5
Каждая ИТ-система должна быть перепроектирована с учетом открытости ее интерфейсов для взаимодействия с неограниченным числом игроков в экосистеме.
Изменения настолько высокой сложности и комплексности, как правило, не происходят как скачок от A к Б, а включают множество промежуточных состояний (или плато). Более того, в настоящее время в сообществе РЦТ преобладает мнение, что трансформация — это не разовое мероприятие, а непрерывное: она продолжается, пока организация не прекратит существование.
Таким образом, мы должны мыслить не крупными скачками и даже не промежуточными состояниями, а циклами трансформации, осваивая в каждом цикле посильное количество нововведений, чтобы организация оставалась эффективной и устойчивой по ходу ее непрерывного совершенствования и адаптации. Зная цель трансформации, понимая ее смысл, авторы стратегии могут мыслить глобально и действовать локально, организуя поток микроулучшений и постепенно продвигаясь к цели.
В рамках TOGAF предлагается циклический метод трансформации ADM. ADM подробно описывает пошаговую итеративную разработку архитектуры и по существу является методом трансформации предприятия. ADM подчеркивает повторяемость шагов, связь между фазами и центральной деятельностью, пронизывающей все фазы, — управлением требованиями. Эта деятельность работает с любыми видами требований, особенно с требованиями новых функциональных возможностей. Контекст (бизнес-среда, рынок, конкуренция) изменяется раньше, чем завершается очередной цикл колеса ADM; появляются новые технологические возможности, требования регулятора, бизнес-модели.
ADM — Architecture Development Method, метод разработки архитектуры. См. о нем Introduction to the Architecture Development Method (ADM).
Совершенство организации не достигается раз и навсегда — она находится в колесе непрерывных трансформаций.

Рисунок 5.6
Фазы разработки архитектуры методом ADM

В девятой версии TOGAF процесс ADM состоит из восьми основных фаз и одной предварительной (см. рисунок 5.6). Деятельность во время предварительной фазы направлена на выявление бизнес-требований к целевой архитектуре предприятия («как должно быть») и включает основные принципы, адаптацию методики под особенности предприятия и выбор средств описания архитектуры. Результат фазы — требования, которые находятся в центре рисунка 5.6. Эти требования могут меняться по ходу очередного цикла трансформации: их добавляют, изымают, переформулируют в соответствии с изменениями контекста организации по ходу трансформации, по мере появления новых технологических трендов или изменения экономической ситуации на рынке.
Подробнее см. на сайте консорциума The Open Group.
Фаза A
Архитектурное видение
— начальная фаза цикла разработки архитектуры. Здесь описываются рамки процесса разработки архитектуры, определяются заинтересованные лица, формируется видение того, какой должна быть архитектура, и утверждаются видение и план работ.
Фаза B
Архитектура бизнеса
— разработка бизнес-архитектуры, основанная на согласованном на предыдущем шаге видении архитектуры. Описание существующей бизнес-архитектуры и формирование целевой.
Фаза C
Архитектура информационных систем
— разработка архитектуры данных и архитектуры приложений. Описание существующих архитектур данных и приложений и формирование целевых.
Фаза D
Технологическая архитектура
— описание существующей технологической архитектуры и формирование целевой.
Фаза E
Исследование вариантов реализации архитектурных решений, предложенных для построения целевой архитектуры организации. Это база для начального планирования реализации, выбор возможных решений из имеющихся альтернатив с учетом ограничений.
Фаза F
Планирование перехода к целевой архитектуре
— формирование последовательности подробных переходных архитектур и разработка плана миграции.
Фаза G
Управление построением целевой архитектуры и ее контроль
— формирование системы руководства преобразованием архитектуры предприятия (implementation governance), предполагающая создание «Совета по архитектуре» и стратегии соответствия архитектуре, которая, в свою очередь, определяет правила оценки проектов.
Фаза H
Управление изменениями
— процедуры контроля целостности всех преобразований в организации и управления ими.
Каждая из восьми фаз разбивается на подфазы и содержит перечень входных и выходных документов, средства для оценки этих выходов, требования к персоналу, участвующему в моделировании и построении архитектуры.