Выбор трансформационного решения
Выбор трансформа-
ционного решения
Первый наш список пришлось аннулировать. Было ясно, что в верхнем течении Темзы нельзя проплыть на лодке, достаточно большой, чтобы вместить все то, что мы считали необходимым. Мы разорвали список и молча переглянулись. Джордж сказал:

Мы на совершенно ложном пути. Нам следует думать не о тех вещах, которыми мы как-нибудь обойдемся, но о тех, без которых нам никак не обойтись.
Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки
При разработке стратегии критически важно заложить технологические и организационные решения, которые приведут к ее успешной реализации. Не менее важно заранее оценить глубину и качество изменений, которые станут результатом реализации стратегии. В разделе на конкретных примерах обсуждается стратегический выбор решений и системы показателей для трансформационных проектов.
Автор:
П. М. Потеев, В. В. Тюрин

6.1 Ценностное содержание стратегии


Время чтения — 8 минут
В предыдущих разделах было показано, каким образом следует изучать контекст, анализировать данные, оценивать проблемы, ставить цели. Однако уже на этапе разработки стратегии необходимо определиться со способами ее реализации. От решений, которые заложены в стратегию, будет зависеть, пойдет ли ее реализация по верному пути, даст ли она в итоге тот результат, на который рассчитывали разработчики. Поскольку реализация стратегии во многих случаях происходит через выполнение ряда связанных между собой цифровых проектов, предстоит заранее понять, смогут ли эти проекты привести к кардинальным изменениям, будут ли они по-настоящему трансформационными.
Или, в некоторых случаях, путем создания одного или нескольких взаимосвязанных цифровых продуктов или услуг. Соответственно, хотя этот раздел посвящен в основном цифровым проектам, многие его положения применимы и к продуктовой разработке.
Стратегия цифровой трансформации в том, что касается ее реализации, направлена на выстраивание алгоритмического взаимодействия участников (это могут быть отрасль, ОИВ, граждане, надзорный орган и поднадзорные субъекты). Часть этого взаимодействия — принятие решений на основе данных и применение в процессах искусственного интеллекта (ИИ). В результате в ландшафте ИТ появляются направленные на указанное взаимодействие проекты (рисунок 6.1), объединенные в сеть цифровых проектов. Такая сеть — это множество точек развития успеха и диверсификация рисков инноваций для реализации стратегии.

Рисунок 6.1
Соотношение стратегии и цифровых проектов

Поскольку мы говорим не просто о стратегии, а именно о стратегии ЦТ, то по крайней мере часть проектов, в которые она будет развернута во времени, должны быть особыми проектами — проектами цифровой трансформации, или трансформационными проектами.
Один из ключевых вопросов, который возникает, когда речь заходит о ЦТ бизнеса или государственного управления, — в чем, собственно, эта трансформация заключается и как ее измерить. Чтобы спроектировать трансформацию, важно выбрать точный ракурс рассмотрения будущих изменений. Трансформационные изменения будут приносить пользу, если спроектировать их на основе правильно определенной ценности для конечного потребителя (клиента, гражданина) (см. рисунок 6.2). Эффективная стратегия ЦТ бизнеса, государственного управления или социальной сферы должна фокусироваться на конечной ценности для клиента и гражданина с одной стороны и рационально использовать возможности новых информационных и управленческих технологий, клиентоцентричных подходов и т. д. с другой.
Подробнее об этом см. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020.
Ценностный подход к цифровой трансформации строится на определении ценности, которую цифровой проект способен предоставить пользователю или клиенту, причем для разных клиентов цифровой проект формирует различные ценностные предложения. Они позволяют ориентировать задачи и функциональные возможности проекта на конкретного потребителя, выявить и решить конкретные задачи с приемлемыми издержками в разумные сроки. Наличие ценностного предложения позволяет говорить о трансформационном эффекте цифрового проекта.

Рисунок 6.2
Примеры точек зрения на цифровое развитие в ценностном подходе

Когда мы смотрим на взаимодействия конкретных участников (например, органа власти и гражданина) исходя из ценностного подхода, в наше поле зрения попадает не только то, что происходит внутри организации, а весь сквозной процесс — от исходной точки до проблемы гражданина, в решении которой ему необходимо помочь. Такой ракурс существенно меняет картину: например, становится не так важно, как процесс оптимизирован и автоматизирован внутри ОИВ, но критически важно, как решаются конкретные проблемы граждан.

Рисунок 6.3
Модель The Value Proposition Canvas: Ценностное предложение = Проблема + Решение/Продукт

Чтобы реализовать ценностный подход при разработке стратегии, существуют разные инструменты. Шаблон The Value Proposition Canvas позволяет визуально представить модель ценностного предложения (value proposition) и преимущества, которые получат потребители. В шаблоне на рисунке 6.3 четко показана взаимосвязь между проблемой клиента и решением, которое ему предлагается. Выбор методик и инструментов для определения и описания ценностного предложения, которое планируется отразить в стратегии, зависит от конкретной ситуации.
Подробнее об этом шаблоне см. там же.
Bughin J., Hazan E., Allas T. et al. Tech for Good. Smoothing disruption, improving well-being. McKinsey Global Institute, 2019.
Глобальный институт Маккинзи — подразделение консалтинговой компании McKinsey & Company.

Рисунок 6.4
Оценка влияния инноваций на благополучие граждан (в % от числа опрошенных

Полезно также опираться на исследования, которые показывают ожидания потребителей. Пример такого исследования — опубликованный в мае 2019 года доклад McKinsey Global Institute о влиянии цифровых инноваций на факторы благополучия и качества жизни (англ. well-being) (рисунок 6.4). Подход McKinsey во многом адаптирован к ситуации в европейских странах, но набор факторов сильно пересекается с приоритетами цифровой трансформации госуправления (подробнее см. раздел 1.1), которые заявлены в России на национальном уровне. В трехсекторной модели, показанной на рисунке 6.5, приоритетные области цифрового развития выглядят следующим образом.
В государственном управлении — переход к управлению, основанному на данных высокого качества, для минимизации транзакционных издержек при оказании госуслуг и исполнении госфункций и для обеспечения нового уровня общественной безопасности (в том числе информационной).
В экономике — развитие цифровых платформ для кардинального снижения издержек (особенно в части непроизводительных расходов и издержек, связанных с низким доверием в экономике) и для уменьшения административного давления на экономических субъектов.
В социальной сфере — реализация концепции суперсервисов и проактивных услуг для обеспечения нового качества образования и здравоохранения и для минимизации времени оказания госуслуг.

Рисунок 6.5
Области ценностного предложения: трехсекторная модель