В глоссарии собраны основные термины и определения, использованные в докладе, которые могут быть не известны читателю, не имевшему дело со стратегиями ЦТ. Слова, выделенные курсивом, сами являются терминами и описаны в глоссарии. Также указаны те разделы доклада, в которых обсуждаемый термин разъясняется, комментируется или иллюстрируется.
Термин
Определение

Архитектура организации
Enterprise architecture
Область знаний об организованности (составе, связях и отношениях) отдельных элементов предприятия (организации, институции), причем элементов разной природы: систем, процессов, людей, инфраструктуры, данных, целей, задач, требований и т. д. См. раздел 5.1.
Архитектурное решение
Architectural solution
Управленческое решение, согласно которому в организации появляется элемент (цель, подразделение, функция, процесс, система, объект данных или инфопоток и т. д.) с определенным набором свойств и взаимосвязей. См. раздел 5.1.
Ведомственная программа цифровой трансформации
ВПЦТ
Документ, содержащий мероприятия, направленные на поэтапную реализацию цифровой трансформации государственного органа, цели и соответствующие им показатели (включая их значения) результативности и эффективности системы госуправления, которые планируется достигнуть посредством ЦТ государственного органа в очередном плановом периоде, включая сведения об источниках и объемах необходимого для этого финансового обеспечения. См. приложение А
Декомпозиция
.
Разбиение целого на части. Декомпозиция целей — разбиение цели более высокого уровня на серию целей более низкого уровня. См. раздел 3.
Домены архитектуры
.
Группировка близких по смыслу и наполнению слоев архитектуры См. раздел 5.1.
Дорожная карта
Roadmap
Верхнеуровневый план, содержащий направления, вехи и сроки. Фактически является визуализацией стратегического плана. См. раздел 7.
Естественное будущее
Инерционный сценарий
Состояние рассматриваемой системы (организации, институции, региона), которое будет достигнуто «по инерции», то есть если все будет идти так, как идет сейчас. См. раздел 3.2.
Жизненный цикл
ЖЦ, Lifecycle
Набор последовательных этапов (фаз) развития, которые проходит тот или иной объект. См. раздел 3.3.
Заинтересованные стороны
Стейкхолдеры
В контексте доклада — все, кого может тем или иным образом затронуть стратегия, ее реализация или отсутствие реализации. См. раздел 3.2 и раздел 4.1.1.
ИТ-архитектура
.
Совокупность нижних слоев архитектуры предприятия, описывающая ИТ-активы и ИТ-системы. Включает в себя архитектуру данных, архитектуру приложений, архитектуру технологической и физической инфраструктуры. См. раздел 5.1.
ИТ-инфраструктура
.
Инфраструктура, необходимая для работы ИТ-систем и приложений. Содержит сервера, ЦОДы, СУБД, системы хранения данных, сетевое и коммуникационное оборудование и т. д.
ИТ-ландшафт
.
Совокупность всех ИТ-активов организации: приложений, дистрибутивов, ИТ-систем, ИТ-инфраструктуры, лицензий, исходного кода приложений, документации, архитектурных решений.
Контекст
.
Окружение, находящееся вне фокуса внимания, но влияющее на объект рассмотрения. См. раздел 3.2
Компетенция (человека, сотрудника)
.
Способность успешно действовать на основе профессионального опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач.
Проект цифровой трансформации
Трансформа­ционный цифровой проект
Цифровой проект, в котором создается или функционально расширяется (дорабатывается) платформенное решение, то есть решение, основанное на цифровых платформах и доступное широкому либо неограниченному кругу лиц для автоматизированного выполнения каких-либо задач. См. раздел 6.2
Путь клиента
Маршрут пользователя, карта пути клиента, CJM (customer journey map)
Инструмент анализа поведения и эмоционального состояния пользователя в процессе взаимодействия с продуктом или услугой; своего рода сценарий, в котором отражены последовательность действий, точки взаимодействия, эмоции, время и т. д. См. раздел 4 и раздел 7.
Разрыв
Gap
В контексте доклада — различие между текущим состоянием и целевым состоянием. См. раздел 3.2
Риск
Risk
Неопределенное событие или условие, которое в случае его наступления окажет позитивное или негативное воздействие на рассматриваемую ситуацию. Как правило, риск характеризуется вероятностью события и возможными последствиями. Исключительно в контексте стратегии: любое событие, которое может негативно или позитивно повлиять на разработку и реализацию стратегии. См. раздел 7.
Руководитель цифровой трансформации
РЦТ, CDTO (Chief Digital Transformation Officer)
Должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию стратегии цифровой трансформации, формирование корпоративного центра компетенций по цифровой трансформации и обеспечение лидерства в управлении изменениями, связанными с внедрением цифровых технологий в подразделениях организации по всем видам ее деятельности с учетом обеспечения текущих процессов функционирования организации и ее системы управления. См. раздел 1, раздел 7.
Слои архитектуры
.
Можно выделить более 60 разных слоев, которые объединяются в домены. См. раздел 5.1
Целевая архитектура
.
Архитектура, соответствующая целевому состоянию. См. раздел 5.2.
Целевая модель
.
Модельное (комплексное, непротиворечивое, но, возможно, упрощенное) представление о том, как устроено желаемое будущее (целевое состояние). См. раздел 3.2
Целевое состояние
Желаемое состояние; желаемое будущее; To Be
Такое состояние рассматриваемой системы (организации, институции, региона), которого мы хотим достигнуть в будущем. См. раздел 3.2
Ценностный подход
.
В контексте цифровой трансформации ценностный подход строится на определении ценности, которую цифровой проект предоставляет пользователю или клиенту, причем для разных клиентов формируются различные ценностные предложения. Наличие ценностного предложения позволяет говорить о трансформационном эффекте цифрового проекта. См. раздел 6.1.
Цифровая грамотность
.
Степень владения навыками использования цифровых технологий и жизни в цифровой среде. См. раздел 2.4
Цифровая зрелость
.
Комплексный показатель, характеризующий степень развития организации, институции или региона в части использования цифровых решений и цифровых технологий. Уровни цифровой зрелости образуют иерархию. См. раздел 4.2
Цифровая организация
.
Организация, где ИТ и данные начинают играть системообразующую роль. См. раздел 5.3
Цифровая платформа
.
Автоматизированная информационная система особого класса, позволяющая (условно) неограниченному кругу лиц пользоваться ее возможностями через интернет и решать свои технологические или функциональные задачи в автоматизированном режиме. Этим она отличается от других ИС, в частности от внутренней автоматизированной ИС. См. раздел 6.2
Цифровая трансформация
ЦТ
Глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для исполнения процессов, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик и/или появлению принципиально новых качеств и свойств. См. раздел 1.2.1 и раздел 6.
Цифровизация
.
Улучшение существующих процессов путем внедрения ИТ, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений. См. раздел 1.2.1
Цифровой проект
.
Проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) информационная система и используются цифровые платформы и технологии. См. раздел 6.2.
Цифровой двойник
.
Воплощение в информационной системе полного набора данных об объекте реальности, включая данные о возможности влияния на объект реальности через доступные у него цифровые интерфейсы. См. раздел 5.
Эмерджентность
.
Свойства и поведение системы, не характерные для составляющих систему элементов. См. раздел 5.1.3
Стейкхолдеры
.
См. Заинтересованные стороны
Стратегические цели
.
Цели самого верхнего уровня, при комплексном рассмотрении описывают желаемое будущее (целевое состояние). См. раздел 3.2
Стратегическое планирование
.
Верхний уровень планирования в организации, институции, регионе; идентификация долгосрочных организационных целей и их актуализация. См. раздел 3.1 и раздел 3.2
Стратегический план
.
Системное и полное описание перехода рассматриваемой системы (организации, институции, региона) из текущего состояния в целевое состояние. См. раздел 3.2
Стратегия
.
Многогранное и отчасти противоречивое понятие. Трудно выбрать одно компактное и понятное определение. См. обсуждение в разделе 3.1.
Стратегия цифровой трансформации
.
Стратегия, предполагающая осуществление цифровой трансформации. См. раздел 1.2.
Текущее состояние
As Is
Состояние, в котором рассматриваемая система (организация, институция, регион) находится в данный момент времени. См. раздел 3.2
Транзитная архитектура
Risk
Архитектура, соответствующая некоторому промежуточному состоянию между текущим состоянием и целевым состоянием на пути к целевой архитектуре. См. раздел 5.2
Трансформационный эффект
.
Наблюдаемые и измеримые последствия кардинальной смены принципов осуществления видов деятельности в госуправлении, экономике или социальной сфере. См. раздел 6.2
Функциональная стратегия
.
Стратегия, в фокусе которой лежит определенный функциональный аспект детальности, например, финансы (финансовая стратегия), «цифровизация» (цифровая стратегия), производство (производственная стратегия) и т. д. См. раздел 1.2.2
В колонке «Аналоги» приводятся иные варианта термина, встречающиеся в профессиональной литературе, и его стандартный англоязычный аналог.
Не следует путать управленческое решение с цифровым, описанным в разделе 6.