Анатомия стратегии

3.3 Жизненный цикл стратегии


Время чтения — 3 минут
Стратегия как объект управления не статична. Стратегия рождается, реализуется, устаревает и отмирает, то есть имеет собственный жизненный цикл — набор типовых этапов развития. Основываясь на универсальном управленческом цикле Деминга — Шухарта (рисунок 3.4), можно описать жизненный цикл стратегии.
См. также об этом в разделе 7.

Рисунок 3.4
Цикл Деминга — Шухарта

1. Разработка стратегии

На этом этапе происходит анализ ситуации, проработка всех компонентов стратегии и их сборка в один документ (или иной удобный формат). Разработка обычно заканчивается утверждением и обнародованием стратегии; этому этапу посвящен настоящий доклад.

2. Реализация (исполнение) стратегии

Ориентируясь на утвержденную стратегию, мы предпринимаем действия по ее исполнению: движемся по маршруту А → Б. Переход к этому этапу невозможен без выделения ресурсов (финансовых, кадровых, технических и иных), а также без разработки на основании стратегии детальных и четких тактических планов. Какие именно новые объекты управления появляются на тактическом уровне, зависит от системы управления организацией. Как было сказано выше, стратегия на тактическом уровне часто «распаковывается» в портфель проектов и программ, которые далее реализуются согласно принятой методологии.

3. Мониторинг реализации стратегии

Параллельно с реализацией стратегии команда концентрируется на мониторинге и контроле реализации, отслеживая приближение к точке Б.

4. Корректировка/дополнение стратегии

Основываясь на данных о прогрессе стратегии, а также учитывая изменения внутри (в фокусе рассмотрения) и вовне (контекст), команда принимает меры по уточнению стратегии, осуществляет ее «пересборку» (в отдельных случаях ¾ вплоть до разработки новой стратегии). Выделим некоторые наиболее часто применяемые подходы к разработке стратегии.
  • Поиск, исследование (Discovery). Применяется при проработке всех компонентов стратегии, но особенно — целевого состояния (образа будущего) и решения (маршрутов, ведущих к точке Б). Существует множество инструментов, помогающих проводить исследование, в частности анализ трендов и кейсов, разные виды мозговых штурмов, интервью, опросы, стратегические сессии.

  • Оценка и выбор альтернатив. Применяется как при выборе желаемого будущего, так и при оценке альтернативных решений (маршрутов). Возможные инструменты: попарное сравнение, многокритериальное взвешивание, дерево решений.

  • Проекция одного или нескольких маршрутов на «ресурсную ось». Таким способом создается «смета» стратегии: она получает оценку сроков, денег, кадров. Возможные инструменты: сетевое планирование, параметрические оценки, сравнение с аналогами.

  • Декомпозиция с более высокого уровня. Применяется в ситуации, когда с более высокого уровня управления (или абстракции) поступает «задача» или «цель», и ее нужно переосмыслить и «приземлить» на более низкий уровень.

  • Балансировка и обеспечение самосогласованности (выравнивание компонентов стратегии). Позволяет следить за непротиворечивостью и совместимостью разных элементов стратегии.