Введение

1.2 Цифровая трансформация и цифровая стратегия

1.2.1 Что меняет «цифра»


Время чтения — 8 минут
Прежде чем вплотную подойти к разработке цифровой стратегии, необходимо сделать шаг назад и вспомнить, что такое ЦТ и почему сейчас для ее осуществления уже есть ряд предпосылок. Интернет, мобильные устройства, цифровые сервисы и другие доступные цифровые технологии позволяют радикально изменять широкий круг взаимодействий: компаний друг с другом, компаний и граждан, граждан и государства. Все большую роль в этих взаимодействиях играют алгоритмы. Переход к алгоритмическому взаимодействию в сочетании с сетевыми эффектами приводит к кратному, иногда в десятки и сотни раз, увеличению эффективности взаимодействия участников: снижению стоимости процесса, росту его скорости, уменьшению количества ошибок.
Это и есть содержание цифровой трансформации, в процессе которой проявляются качественные, революционные изменения в структуре экономики, центры создания добавленной стоимости перемещаются в область выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате ЦТ происходит переход к новому технологическому и экономическому укладу, а также создание новых отраслей экономики.
Подробно о цифровой трансформации см. раздел 6 и статью «Цифровая трансформация» в CDTOwiki.
Трансформационная логика требует переосмыслить не только подходы к бизнесу, но и выполнение органами власти своих функций, предоставление государственных услуг, осуществление контрольно-надзорной деятельности
Цифровизация — улучшение существующих процессов путем внедрения информационных технологий, оптимизации и реинжиниринга, а также анализа данных для принятия решений.
Цифровая трансформация — глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая приводит к существенному (в разы) улучшению их характеристик (сокращению времени выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов) и/или появлению принципиально новых их качеств и свойств. Разница между цифровизацией и ЦТ показана на рисунке 1.1.
Государство как платформа: люди и технологии / под ред. М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2019.

Рисунок 1.1
Этапы цифровизации процессов в государстве

Этапы цифровизации процессов в государстве
Результаты автоматизации и цифровизации в виде внутренних автоматизированных и прошедших реинжиниринг процессов, внедренных автоматизированных систем и надежных данных во многих случаях служат основой для ЦТ. Внутреннее устройство трансформации обусловлено как количеством участников, так и масштабом и сложностью изменений.
Трансформация органа государственной власти (ОГВ) в общем случае затронет сам этот орган; несколько смежных ОГВ (с точки зрения обмена данными); возможно, отрасли (с широким кругом участников); неопределенно широкий круг граждан. Поэтому типичная дорожная карта такой трансформации будет включать в себя разнообразные проекты и деятельность:
  • традиционные проекты автоматизации и цифровизации (направленные, например, на автоматизацию внутренних процессов или внедрение управления данными, архитектурой, ИТ-активами);

  • проекты создания и разработки всех компонентов архитектуры, на которых работают новые цифровые процессы (отдельные цифровые сервисы или более сложные архитектуры);

  • «втягивание» внешних участников в цифровое взаимодействие (такая деятельность может быть организована как на проектных, так и на иных принципах);

  • непрерывное развитие цифровой архитектуры, которое также может быть организовано на проектных и непроектных принципах.
В рассуждениях о цифровых стратегиях важно учитывать, что в целом они предполагают реализацию не только трансформационных, но и других проектов: в «цифре» (информатизация), для «цифры» (инфраструктура) и на периферии «цифры» (образование и подготовка кадров, создание институтов развития).
См., например, Кирюшин С. Разработка стратегии цифровой трансформации // Учебник 4CDTO: «О цифровизации и цифровой трансформации». Гл. 4. 1-е изд. М., 2020.
Подробно о цифровых проектах см. раздел 6.

1.2.2 Стратегия как рабочий инструмент

Стратегию обычно считают высокоуровневым документом, которому противопоказано погружение в детали. У руководителей возникает соблазн писать «будет проведена цифровая трансформация отрасли», «организации будут взаимодействовать на цифровой платформе» или использовать другие обобщенные формулировки. Однако цифровые процессы требуют точности, конкретности. Что означает формулировка «организации будут взаимодействовать»? Обмениваться знаниями и практиками, переписываться в чате, контрактоваться? Если последнее, то для каких видов услуг или продукции?
Стратегия для многих — нечто не только абстрактно-размытое, но и сакральное. Ее часто воспринимают как священный Грааль: обладание стратегией желанно, потому что она дает ответы на важные вопросы, но при этом не до конца понятно, как она устроена и в чем ее смысл. Ее пишут (иногда с участием дорогостоящих консультантов), чтобы положить на полку, а реальная работа в организации идет своим ходом независимо от стратегии.
На самом деле стратегия — это не размытое и отвлеченное понятие, а полезный рабочий инструмент, требующий иного подхода и навыков, чем краткосрочное планирование. Работающая стратегия должна содержать измеримые показатели, которые отражают цели организации. Этот инструмент эффективен в связке с остальными инструментами планирования и реализации задач; цели, поставленные в стратегии, должны учитываться в ежедневной работе. Стратегия должна строиться на данных, чтобы после завершения ее реализации можно было оценить, удалось ли достичь целевого состояния, и ответить на этот вопрос должны не люди, а данные.
Данные нужны и для того, чтобы создать саму стратегию: они подсказывают, какие цели будут действительно амбициозными, но при этом реальными и релевантными для организации. Есть два риска. Первый — поставить глобальную цель и не достичь ее, потому что цель оказалась слишком сложной. Неудача может негативно сказаться и на мотивации команды, и на оценке работы руководителя. Второй риск — недооценить потенциал организации, команды, ведомства, отрасли в целом. Для разработки грамотных и эффективных стратегий ЦТ руководителям цифровой трансформации потребуется поддержка в виде обучения, выстраивания межрегиональной коммуникации, исследовательских и аналитических материалов.
Понятие «инструмент» применительно к стратегии подразумевает, что стратегия используется как инструмент управления верхнего уровня. Стратегическое управление — это вершина пирамиды управления, верхний слой в иерархии «стратегия — тактика — операции». Классический подход к стратегическому управлению организациями заключается в построении стратегии верхнего уровня с последующей разработкой и реализацией подчиненных стратегий (ИТ, кадровой, финансовой).
В силу резкого сокращения цикла «разработка — реализация» оправданным становится применение подхода к функциональной стратегии как к составной части общей. В результате цифровая стратегия оказывается частью стратегии «пространственного развития региона» или «развития отрасли». Фокус доклада — именно цифровая стратегия, но в нем много говорится и про стратегию как общее понятие. При этом основным ориентиром при разработке стратегии для авторов доклада является архитектурный подход (см. о нем подробнее в разделе 5), а основное внимание уделено стратегиям ФОИВ, отраслевым и региональным стратегиям, стратегиям организаций (главным образом государственных). Рассуждения авторов доклада также применимы к подразделению организации или к группе связанных организаций (холдингу).
Уровень государства и наднациональный уровень в докладе не рассматриваются. Также не рассматриваются отдельные процессы (внутри организации, кросс-организационные или межведомственные), отдельные домохозяйства и отдельные люди, хотя у них вполне могут быть собственные стратегии.