Выбор трансформационного решения
Выбор трансформа-
ционного решения

6.3 Условия оценки трансформационного эффекта


Время чтения — 16 минут
Для оценки трансформационного эффекта проекта можно посмотреть на три группы условий, которые определяют силу проявления этого эффекта (рисунок 6.7). Особенно важно обратить на них внимание на начальной стадии разработки решений.
1
Базовые условия — определяют наличие или отсутствие трансформационного эффекта в принципе.
2
Квалификационные условия — определяют один из трех уровней проявления трансформационного эффекта: низкий, средний, высокий.
3
Расширенные условия — определяют динамику проявления и дальнейшего усиления трансформационного эффекта.

Рисунок 6.7
Три группы условий оценки трансформационного эффекта

6.3.1 Базовые условия оценки

Есть несколько условий, которые позволяют говорить о наличии у цифрового проекта трансформационного эффекта:
  • создается или функционально расширяется платформенное решение;

  • доступ к платформенному решению разграничивается между группами пользователей исключительно на основе функциональных ролей и не дискриминирует ни одну категорию;

  • все участники проекта (заказчик, оператор, разработчик) действуют открыто и прозрачно;

  • цифровые технологии применяются в платформенном решении для конкретных задач (или предусмотрена возможность их встраивания);

  • четко выделена целевая предметная область, определены конкретные потребители и заинтересованные стороны;

  • проект реализуется, а платформенное решение создается в инициативном порядке или по поручению вышестоящей организации (то есть в пределах разрешенной деятельности);

  • проект соответствует действующему законодательству или предусматривает дополнение и изменение НПА в установленном порядке.
Если проект не соответствует базовым условиям, то говорить о наличии у него трансформационного эффекта не представляется возможным. Ключевое условие — создание или доработка платформенного решения, которое дает гражданам или клиентам прямой доступ к автоматизированной системе для решения в автоматическом режиме своих задач.

6.3.2 Квалификационные условия оценки

Возможные сценарии трансформации деятельности можно объединить в три типа; в зависимости от того, к какому типу относится сценарий, уровень изменений будет разным (см. таблицу 6.1).

Таблица 6.1
Квалификационные условия оценки: три уровня изменений

Первый тип цифровой трансформации

При этом типе трансформации автоматизируется предоставление клиентам ИТ-ресурсов, функций системы, данных. Устраняются транзакционные издержки по сделкам и типовым поставкам конечным потребителям (рисунок 6.8). Платформенное решение обеспечивает клиентам специализированную технологическую базу, специализированные типовые автоматизированные функции и/или специализированный инфраструктурный информационный сервис.
Примеры:
  • технологическая база — вычислительные мощности (Microsoft Azure), сети связи, электронные метки (RFID);

  • типовые функции — документы онлайн (Microsoft Office 365), бухгалтерия онлайн (1C в облаке), почта (Gmail), календарь, мессенджер, видеосервис (YouTube);

  • инфраструктурные сервисы — картографический («Яндекс.Карты»), новостной («Яндекс.Новости»), поисковый (Google Search), сервис распознавания фотографий, машинный перевод (Google Translate).

Рисунок 6.8
Цифровая трансформация 1-го типа

Уже при первом типе ЦТ происходят кардинальные изменения: отпадает необходимость в физических посредниках; за счет полноценного сбора данных по единому каналу и единой управляемой схеме появляется качественная база для аналитики; профиль пользователя начинает формироваться адекватно и объективно.
В сервисе «Яндекс.Облако», который предоставляет технологическая компания «Яндекс», в автоматизированном режиме происходят регистрация клиентов, заключение сделки, прием платежей, выделение дискового пространства, подключение технологического стека. В ручном режиме обслуживание столь большого числа клиентов было бы невозможно. Автоматизация решения проблем клиента позволила на порядки снизить цену за единицу услуги. Увеличение доступности услуг и количества клиентов при снижении стоимости единичной услуги вообще характерно для трансформационных проектов.
Первый тип ЦТ превращает госуслугу в новое платформенное решение, доступное гражданам в автоматическом режиме. При качественном выполнении такого платформенного решения многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) оказались бы в некотором смысле лишними: в большинстве случаев гражданин получали бы госуслуги самостоятельно и дистанционно. Однако всегда будут категории граждан, которые предпочтут личное взаимодействие, например из-за недоступности гаджетов, ограниченных возможностей здоровья (цифровые услуги для людей с ограничениями пока еще очень несовершенны почти во всех странах), недоверия к цифровым технологиям и т. д. Существование МФЦ и альтернативных путей получения услуг для обслуживания этих категорий граждан необходимо и оправданно.

Второй тип цифровой трансформации

Платформенное решение второго типа используется для реализации задач заказчика, на основе которых автоматизируется совместная деятельность заказчика и подрядчиков. Оно обеспечивает клиентам кооперацию для реализации общих задач головной организации (заказчика) в части обмена специализированными значимыми данными и информацией; инициирования, проведения и закрытия сделок (контрактации); контроля исполнения и приемки работ; получения обратной связи.
Примеры:
  • реализация задачи государственных закупок (по 44-ФЗ и 223-ФЗ) — Единая информационная система в сфере госзакупок;


  • государственная система сбора обратной связи от граждан «Добродел».
Платформенное решение второго типа обеспечивает более сложное по сравнению с первым типом взаимодействие (рисунок 6.9), в котором субъект, предоставляющий решение, дополнительно выполняет свою верхнеуровневую задачу: производственную, маркетинговую, информационную, технологическую. Если ЦТ первого типа направлена на реализацию ценностного предложения клиенту, то ЦТ второго типа обеспечивает создание того решения, которое в последующем может быть ответом на проблему клиента в рамках ценностного предложения. При этом ЦТ второго типа тоже дает пользователям возможность удовлетворять их потребности в автоматизированном режиме.

Рисунок 6.9
Цифровая трансформация 2-го типа

Например, если речь идет о цифровой платформе крупной транснациональной корпорации, такой как Boeing, то клиенты платформы — поставщики Boeing — решают свои задачи, а именно участвуют в закупочных процедурах, получают в электронной форме документацию на производство изделия, контрактуются и оформляют исполнение контракта, актуализируют и синхронизируют планы производств в рамках общей кооперации и др.
Именно в цифровых платформах второго типа активно проявляется и становится востребованной прозрачность. Если все операции на всех этапах записываются, то можно выяснить, кто, когда, как принимал решения и к каким последствиям эти решения привели; также можно проследить, принималось ли решение в автоматическом режиме с помощью алгоритмов или на него повлиял человеческий фактор.
Государственные порталы сбора обратной связи работают по модели ЦТ второго типа. Условный заказчик — муниципальное или городское руководство — пользуется тем, что граждане вносят информацию, предложения или дают обратную связь. Граждане при этом решают свои проблемы, в данном случае — дистанционно направляют жалобы или предложения. Убрав для граждан транзакционные издержки, связанные с посещением инстанций, государство стало получать намного больше заявлений, по которым необходимо принимать меры. Возникла потребность в обработке потока жалоб: их нужно разбирать, приоритизировать и направлять в ведомства, уполномоченные реагировать на эти жалобы. Количество пользователей таких порталов принципиально ничем не ограничено. Оно зависит от того, насколько прозрачным и удобным будет портал.

Третий тип цифровой трансформации

При этом типе ЦТ платформенные решения призваны автоматизировать сквозные процессы взаимодействия сторон в целевой предметной области. Каждая из сторон представлена множеством конкурирующих участников (рисунок 6.10). Это позволяет устранить транзакционные издержки при двусторонних и многосторонних отношениях.
Платформенное решение обеспечивает двум и более сторонам автоматизацию обмена упорядоченными связанными массивами данных; автоматизацию инициирования, проведения, фиксирования и закрытия сделок (контрактации); полностью или частично автоматизированное исполнение условий сделок (автоматизацию производства или поставки товара, выполнения работ, оказания услуг).

Рисунок 6.10
Цифровая трансформация 3-го типа

Примеры:
  • «вопрос-ответы» — обмен информацией по запросу пользователя («Яндекс.Кью», «Тостер»);

  • частные объявления — обмен информацией о подержанных/новых товарах («Авито», «Юла»);

  • торговые маркетплейсы — выбор товара/услуги, заказ, расчеты, формальные документы, контроль доставки и исполнения, подтверждение покупки («Яндекс.Маркет», Goods, Aliexpress, единый агрегатор торговли «Березка»;

  • специализированные маркетплейсы — выбор особого товара или услуги, оформление передачи прав, формальные документы, подтверждение операций («ЛитРес: Самиздат», LitSovet, TopHit);

  • сфера услуг — агрегаторы такси (Uber, «Яндекс.Go», «Ситимобил», Gett); услуги по профессиональному переводу (SmartCAT);

  • оказание комплексных логистических услуг ( CAINIAO).
Часто этот тип цифровой трансформации называют уберизацией по имени компании — агрегатора такси, показавшей на практике, насколько кардинальными могут быть изменения при ЦТ. Еще 8–10 лет назад ожидание такси в пределах часа считалось нормой, а сейчас ожидание более семи минут вызывает у пользователя дискомфорт. Если смотреть со стороны перевозчиков («поставщиков»), раньше одна машина была загружена около 20% времени, а сейчас 70% времени и более. При этом платформенные решения третьего типа обостряют проблему эффективного государственного регулирования, поскольку начинают отчасти управлять отраслью, замещая государство и конкурируя с ним, и создают ряд этических проблем. В частности, опасения вызывают тарифная политика агрегаторов такси и увеличение нагрузки на водителей.
Хотя сама компания Uber оказалась не очень эффективной, термин прижился и широко употребляется.
Решения третьего типа сквозным образом автоматизируют взаимодействие двух сторон рынка. Оператор автоматизирует не отдельно деятельность перевозчиков и действия пассажира, а их взаимодействие — от заказа машины до оплаты поездки и получения обратной связи. Ясно видна роль технологических поставщиков: в примере с агрегаторами такси обязательными являются картографический и платежный сервисы.
В силу особой значимости поставщиков платформы третьего типа редко создаются с нуля; чаще они формируются из уже существующих компонентов. Высокий трансформационный эффект, который дают цифровые проекты третьего типа, заставляет бизнес задумываться о создании все новых цифровых платформ для двусторонних рынков, направленных на алгоритмизацию и платформизацию различных направлений деятельности. У государства появляется новый круг задач, связанный с регулированием деятельности платформенных компаний.
Особенности каждого из типов платформенных решений легче увидеть при их сравнении:
  • при ЦТ первого типа клиенту в ответ на его проблему предлагается решение на платформе;

  • при ЦТ второго типа заказчик собирает (создает, производит) на платформе решение, которое требуется ему самому или которое он сможет передать клиенту;

  • при ЦТ третьего типа решение собирается (создается, производится) на платформе и на той же платформе передается клиенту.

6.3.3 Расширенные условия оценки

Расширенные условия оценки характеризуют реализацию отдельных функций и возможностей трансформационного проекта, позволяют посмотреть на реализованное платформенное решение с точки зрения динамики изменений. Если проект отвечает нескольким таким условиям, то ожидаемый эффект будет получен быстрее и в дальнейшем может быть усилен. К проектам такого типа относятся, например, суперсервисы.
Суперсервис — это возможность связать несколько услуг и/или функций государства в одну цепочку с помощью платформенных решений. Суперсервисы могут строиться вокруг заявлений по документам (пакетам документов) или вокруг процедур, например, связанных с поступлением в вуз или рождением ребенка. Ключевая задача — минимизация взаимодействия граждан и государства и сокращение временных циклов. Примером суперсервиса может служить проект перевода автомобилей на газомоторное топливо. Сейчас эта процедура предусматривает в простом варианте семь взаимодействий, проект предполагает переход к двум или менее.
Защита проекта проходила на программе обучения «Руководитель цифровой трансформации» Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.
Список расширенных условий, приведенный ниже, не является исчерпывающим и может быть дополнен.
Публичность — открытость данных, кода, решений (в т. ч. через API); полная прозрачность работы заказчика, оператора и технологических поставщиков; готовность к обратной связи; развитие комьюнити проекта.
Интеграция — возможность и готовность обмениваться с другими проектами данными, задачами, сервисами; программы обучения для пользователей и партнеров.
Расширяемость — быстрое, эффективное и безопасное добавление функциональных компонентов; внутренний маркетплейс и расширения, готовность к логике микросервисной архитектуры.
Динамика — достаточные для ценностного предложения скорость и качество развития решения, реализованы соответствующие технологии и инструменты гибкого управления.
Персонализация и кастомизация — пользователь может начать работу в стандартном режиме или провести глубокую персонализацию; динамическая подстройка под пользователя, в том числе с использованием алгоритмов.
Специализация — предоставление наилучшего ценностного предложения в четко ограниченной целевой предметной области и постоянная наработка знаний и компетенций в соответствующей сфере (чтобы итерационно улучшать как платформенное решение, так и понимание проблем и задач клиента); углубление цифрового бизнес-процесса, когда все больше работы предоставляется алгоритму.
Ориентация на условия оценки с самого начала работы над проектом или продуктом повышает вероятность получения значимого трансформационного эффекта. Если учесть, что для цифровых проектов характерна итеративность проектирования и разработки (см. также раздел 5.3), всегда есть возможность двигаться пошагово, постепенно увеличивая трансформационный эффект.