Сложности на старте

2.5 Технологии


Время чтения — 8 минут
Проблемы, связанные с технологиями, стоят не менее остро, чем проблемы, связанные с людьми. Это риски непродуманной цифровизации, отсутствие обмена опытом, уровень развития сами технологий.

Проблема 11

Непродуманная цифровизация

В 2020 году более 190 стран мира применяли цифровые технологии для контроля передвижений граждан, отслеживания личных и онлайн-контактов, для санкций за нарушение карантинных мер (но также и для изучения динамики развития эпидемии, для информирования граждан и др.), используя мобильные приложения, данные геолокации, данные о банковских транзакциях и многие другие. Большинство этих решений создавались экстренно, без должного учета возможных рисков и этических конфликтов. Пандемия COVID-19 выявила риски скороспелых цифровых решений, наглядно показала, как важно уже на этапе стратегии и архитектуры цифрового решения закладывать в него функциональность, связанную с обеспечением приватности, информационной безопасности, цифровой этики, цифровой инклюзии.
Коршунова С., Потапова Е. Данные — удалить, слежку — остановить // Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, 2020.
Коршунова С., Потапова Е. Данные — удалить, слежку — остановить // Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, 2020.
Некорректная работа госорганов с технологиями может создать проблемы на стыке этики и вопросов безопасности (государства, граждан, общества):
  • потеря цифрового суверенитета государства, угроза национальной безопасности;

  • дискриминация отдельных групп граждан из-за трудностей доступа к цифровым технологиям (цифровая эксклюзия);

  • непреднамеренное создание алгоритмов и систем принятия решений, дискриминирующих отдельные группы населения (из-за недостаточно тщательного отбора данных для обучения алгоритмов, предвзятости алгоритмов и т. д.);

  • нарушение приватности граждан в результате тотальной слежки, сбора и обработки больших объемов данных (в большом массиве разрозненные данные работают как персональные);

  • скрытые манипуляции гражданами (системы скоринга и таргетинга, которые фактически используются без уведомления и могут влиять на принятие важных жизненных решений, например при голосовании);

  • массовое мошенничество с использование цифровых технологий и социального инжиниринга;

  • конфликт интересов общества и отдельных групп граждан и общественное неприятие инициатив (в том числе из-за отсутствия информационной поддержки и работы с общественным мнением);

  • принятие на государственном уровне неверных решений с далеко идущими последствиями в виде финансовых, репутационных и иных потерь для государства;

  • непреднамеренное нарушение законодательства госслужащими по причине неэтичного использования данных, повлекшего за собой значительный ущерб.
Утечки данных о гражданах — пользователях какого-либо сервиса или включенных в какой-либо реестр — одна из ключевых угроз, связанных с цифровыми технологиями. Так, из-за недосмотра или безответственности сотрудников становятся публичными значимые государственные данные, в том числе и относящиеся к государственной тайне.
Риски оборота данных в России // Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. В 2 т. М.: РАНХиГС, 2020.
В конце 2019 года The New York Times опубликовала расследование о том, как можно использовать данные о геолокации пользователей, полученные от операторов мобильной связи. Журналисты использовали набор данных из более чем 50 млрд отметок о геолокации телефонов 12 млн жителей США, собранных в 2016-2017 годах, и за несколько минут выяснили маршрут президента США Дональда Трампа в течение определенного дня.
Thompson S. A., Warzel C. How to Track President Trump // The New York Times.
Другой фактор риска связан с использованием аппаратного и программного обеспечения и серверов иностранных государств, что влечет угрозу национальной безопасности. В стратегические документы должны закладываться предупреждение и разрешение подобных проблем на всех уровнях — регулирования, правоприменения, создания соответствующей инфраструктуры, внедрения культуры безопасной работы с данными в органах власти и т. д.
Государство и граждане // Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. В 2 т. М.: РАНХиГС, 2020.
Ряд стран стали отказываться от продукции китайской компании Huawei для защиты своего цифрового суверенитета. США отказались от оборудования Huawei для сотовых сетей, опасаясь, что Пекин будет заниматься шпионажем, правительство Великобритании планирует отказываться от участия Huawei в развертывании сетей 5G. Глава Национального агентства безопасности информационных систем (ANSSI) Франции Гийом Пупар призвал телекоммуникационные компании страны не использовать оборудование Huawei для сетей 5G.

Проблема 12

Низкая культура принятия решений на основе данных

В процессе развития информационного общества в регионах и ведомствах было создано множество не связанных друг с другом информационных систем (ИС). В 2020 году только федеральных ГИС было около 900, региональных, ведомственных и иных — вероятно, десятки тысяч. Как правило, эти системы не связаны и даже не совместимы друг с другом, из-за чего невозможно составить общее представление о ситуации, хотя формально данные есть.
На конец 2019 года в России насчитывалось 876 ГИС федерального уровня, см.: Бегтин И., Бертяков А., Комин М. и др. Оценка открытости государственных информационных систем в России : аналитический доклад . М.: Счетная палата Российской Федерации, АНО «ЦПУР», АНО «Информационная культура». 2020. Только 16% государственных информсистем имеют высокую степень открытости // Счетная палата Российской Федерации.
Кроме того, такие ИС не обеспечивают достаточную актуальность данных: для цифровизации операционной деятельности требуются верифицированные, корректные, поступающие в режиме реального времени данные, которые при необходимости можно автоматически агрегировать и представлять на дашборде (информационной панели). Отсутствие данных и культуры принятия решений на основе данных взаимосвязаны и образуют замкнутый круг, который мешает понять, что может быть источником данных и как данные в этом источнике должны проверяться, верифицироваться.
«Часто считается, что достаточно создать базу данных и перевести все документы в электронный вид. С вероятностью 90% это превращение помойки документов на столе в помойку в базе данных. Прежде всего нужно изменить принципы работы с данными так, чтобы использовать информационные системы и данные из них в своей работе, чтобы не собирать нужные данные неделю, как раньше, а доставить из информационной системы в считаные секунды»

Проблема 13

Отсутствие механизмов обмена опытом и лучшими практиками

Организациям и регионам не хватает механизмов взаимодействия для обмена опытом, разработками и лучшими практиками, для масштабирования решений, разработанных в отдельных регионах, на всю страну. С учетом количества субъектов федерации, ведомств и организаций в них, не приходится надеяться на самоорганизацию снизу; формирование такой среды — задача федерального центра. Но и федеральный центр пока не может предоставить площадку с удобными инструментами и механизмами взаимодействия руководителей ЦТ и их команд.
«Как минимизировать возможные риски цифровизации в условиях неопределенности? Ждать и пользоваться тем, что приходит из центра, или параллельно делать что-то свое?»