Дорогие читатели!

Представляем вам новый аналитический доклад Центра подготовки руководителей цифровой трансформации. Мы уже третий год регулярно публикуем такого рода исследования, обобщая в доступной и компактной форме опыт практиков и мнения экспертов по самым актуальным проблемам цифровой трансформации государства. На этот раз в фокус внимания авторов доклада попали стратегии цифровой трансформации.
Почему мы выбрали именно эту тему? Грамотная разработка и эффективная реализация долгосрочных планов традиционно не относились к числу сильных сторон нашего государственного управления, но сейчас ситуация меняется. Есть ясно обозначенная национальная цель — цифровая трансформация экономики и госуправления. Сделаны первые шаги к этой цели и на федеральном уровне, и во многих регионах.
Уже очевидны и накопившиеся за много лет проблемы, которые могут помешать нам осуществить трансформацию. Решение этих проблем будет главной темой 2021 года в госуправлении. Поэтому одна из задач доклада — еще раз систематизировать препятствия на пути цифровой трансформации и предложить некоторые подходы к решению проблем.
На первый взгляд стратегический подход нам в этом не поможет, тем более что сегодня само понятие стратегии серьезно дискредитировано: для многих это просто бумага, чтобы отчитаться, а не реальный инструмент изменений. «Цифровая» стратегия, или стратегия цифровой трансформации, тоже больше похожа на модную тему бизнес-конференций, чем на конкретный план действий, тем более если речь идет о госуправлении.
В докладе мы идем дальше этого «первого взгляда». И «цифра», и стратегия — ценные и полезные инструменты, но они нужны не сами по себе, не для галочки; они подчинены общим задачам улучшения качества жизни в нашей стране. Национальная цель есть, целевые показатели определены, но можно прийти к ним формально, «подгоняя решение под ответ», а можно работать всерьез и сделать так, чтобы жизнь действительно изменилась, трансформировалась.
Именно сейчас у органов государственной власти появляется окно возможностей — создавать стратегии, которые будут работать. Никому не нужна «цифра» ради «цифры», и поэтому я противник тех цифровых стратегий, которые не ориентированы на реальные действия. Внедрение цифровых решений может и должно уменьшить нагрузку на госслужащих, ускорить получение услуг гражданами, помочь выяснить реальные проблемы и быстрее найти конструктивные решения, которые существенно улучшат жизнь многих людей.
Что будет залогом создания практической полезной стратегии, а не просто текста на бумаге или в файле?
Во-первых, ориентация на реальные задачи и учет специфики региона. Например, если ваша цель — быть сверхэкспортным регионом и развивать ИТ, у вас будут одни задачи; если же вы хотите повысить удовлетворенность жителей дотационного региона, ваша задача — наиболее эффективно тратить средства, а это совершенно другая стратегия в «цифре».
Во-вторых, постоянная работа команды цифровой трансформации: сверка позиций, трансформация организационной культуры, разрешение этических дилемм, возникающих при цифровизации. Необходимо регулярно спрашивать себя: продвинулись ли мы к тому, чего изначально хотели, идем ли туда, куда собирались, держим ли постоянно в фокусе стратегическую цель?
Мы надеемся, что для всех заинтересованных в теме цифровой трансформации госслужащих, и прежде всего для руководителей, доклад станет удобным и полезным навигатором по разным аспектам разработки стратегии, поможет избежать ошибок, использовать опыт первопроходцев и выбрать собственный удачный путь к цели.
Мы искренне желаем вам успеха!
Мария Сергеевна Шклярук
академический директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, генеральный директор Центра перспективных управленческих решений