Выбор трансформационного решения
Выбор трансформа-
ционного решения

6.2 Цифровые проекты и платформы


Время чтения — 13 минут
Среди экспертных организаций и в законодательном поле понятие «цифровая платформа» пока не имеет общепринятого определения. Это явление в условиях бурного развития цифровой экономики может рассматриваться с разных точек зрения: технологической, инфраструктурной, социальной, коммуникационной, экономической, финансовой, юридической. Концепция цифровой платформы лежит в основе понимания принципов и механизмов развития цифровой экономики и цифровой трансформации государственного управления.
Вот несколько вариантов описания того, что такое цифровая платформа.
  • «Система средств, поддерживающая использование цифровых процессов, ресурсов и сервисов значительным количеством субъектов цифровой экосистемы и обеспечивающая возможность их бесшовного взаимодействия».

  • «Бизнес по организации взаимодействия внешних производителей и потребителей, которое порождает для них новую ценность. Платформа предлагает открытую, совместно используемую инфраструктуру такого взаимодействия и устанавливает управляющие условия для участников».

  • «Программная система, состоящая из программных прикладных и инфраструктурных компонентов, которые можно быстро переконфигурировать на основе DevOps и облачных вычислений».
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года».
Паркер Д., ван Альстин М., Чаудари С. Революция платформ. Как сетевые рынки меняют экономику — и как заставить их работать на вас. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
Open Agile Architecture// The Open Group.
При всем разнообразии трактовок термина в данном разделе наиболее удобно рассматривать его с точки зрения информационных технологий. Итак, с точки зрения ИТ цифровая платформа — это автоматизированная информационная система особого класса. Она позволяет неограниченному либо условно неограниченному кругу лиц пользоваться ее возможностями через интернет и решать свои технологические или функциональные задачи в автоматизированном режиме. В этом ее существенное отличие от других информационных систем, в частности от внутренней автоматизированной ИС.
Круг задач, решаемый с помощью платформ, довольно широк: обучение, поиск работы, обмен видеоконтентом, предложение и приобретение товаров и услуг. В более широком контексте, когда платформа строится как технологическая основа экосистемы целого сектора или нескольких секторов экономики, ее суть лучше передает другое определение.
«Цифровая отраслевая платформа — система алгоритмизированных взаимоотношений значимого количества участников рынка, объединенных единой информационной средой, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения пакета цифровых технологий и изменения системы разделения труда»
Цифровые платформы. Подходы к определению и типизации: приложение к протоколу заседания подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25.04.2018 № 6.
Бизнес создает цифровые платформы, чтобы клиент, получив по определенным правилам доступ к платформе, решал свои задачи (удовлетворял потребности) в автоматизированном дистанционном режиме с минимальным вовлечением сотрудников компании в выполнение операций. Государство создает цифровые платформы, чтобы гражданин по определенным правилам в рамках гарантированных ему прав и установленных обязанностей решил свои задачи в дистанционном режиме с минимальным вовлечением в процесс сотрудников государственных организаций.
Цифровая платформа, как правило, создается в рамках цифрового трансформационного проекта, поэтому важно понимать разницу между просто цифровым и цифровым трансформационным проектом, особенно применительно к разработкам, выполняемым государством.
Цифровой проект в госсекторе — это проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) информационная система и используются цифровые платформы и технологии. Реализация проекта, как правило, направлена на оказание государственных услуг, исполнение государственных функций либо осуществление контрольно-надзорной деятельности. В коммерческой сфере цифровые платформы преимущественно ориентированы на сервисы для граждан и организаций, например ритейл, логистику, банкинг, услуги, предоставляемые частными лицами, и т. д.
Создаваемая или дорабатываемая в рамках цифрового проекта ИС не обязательно должна быть платформой. Однако эта ИС по крайней мере должна быть интегрирована со сторонней цифровой платформой или использовать цифровые технологии. Именно на этом основании из общего множества проектов автоматизации выделяется отдельное подмножество цифровых проектов (рисунок 6.6). При этом реализация платформенного решения может иметь форму проекта или совокупности проектов, а может осуществляться и в других формах, например с применением Agile-подхода к управлению.
См. об этом Навигатор цифровой трансформации: Agile-подход в государственном управлении / под ред. Е. Г. Потаповой. М.: РАНХиГС, 2019.

Рисунок 6.6
Соотношение трех типов проектов: автоматизации, цифровых проектов и цифровой трансформации

Трансформационные проекты, или проекты цифровой трансформации — это подмножество цифровых проектов, в которых предусмотрено создание или развитие информационных систем особого класса — цифровых платформ. Именно такие проекты приводят к кардинальным изменениям, положительно влияют на большой круг людей и составляют основу цифровой экономики.
Трансформационный проект — цифровой проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) платформенное решение, то есть решение, основанное на цифровых платформах и доступное широкому либо неограниченному кругу лиц для автоматизированного выполнения каких-либо задач.
Всегда ли цифровой проект нужно делать трансформационным? Нет, цифровой проект может сам не быть трансформационным, но готовить почву для реализации трансформационного проекта. В реальности не всегда есть возможность подойти к трансформации сразу. Например, проект в части природоохранной деятельности зависит от ЦТ управления лесным хозяйством, где пока многие процессы идут в ручном режиме и сопровождаются бумажными документами. В этом случае любой проект автоматизации или цифровой проект может и должен стать подготовкой к трансформационному, то есть учитывать появление в дальнейшем цифровой платформы и использование цифровых технологий.
Наглядный пример ЦТ — поиск и предоставление частных услуг (таких как «дам уроки», «перевезу и помогу собрать мебель», «испеку торт» и десятков других). В доцифровом формате поставщики размещали объявления на столбах и трамвайных остановках, в разделе объявлений в газетах и т. д. Потребитель не знал, будет ли услуга, приобретенная по такому каналу, качественной и каковы риски (например, не украдут ли что-либо в процессе оказания услуги). Подавляющая часть этой деятельности перешла в цифровой формат: объявление видно всем, у кого есть доступ в интернет, поставщики и покупатели могут оценивать друг друга и эта оценка прозрачна.
Трехсекторная модель (см. рисунок 6.5) позволяет фокусироваться не только на том, где происходят изменения, но и на том, куда они направлены. Например, изменения в государственном управлении могут быть направлены на госуправление или на экономику. Но сами изменения непосредственно происходят в определенном виде или даже в подвиде деятельности. И, как правило, изменения в одном секторе оказывают влияние на другие сектора — и это тоже делает их кардинальными.
Трансформационный эффект — это наблюдаемые и измеримые последствия кардинальной смены принципов осуществления видов деятельности в государственном управлении, экономике или социальной сфере.
Появление сервисов таксомоторных пассажирских перевозок значительно повлияло на государственное управление этой отраслью. Во многих странах были внесены существенные изменения в законодательство. Например, появление в России закона о самозанятых отчасти вызвано широким распространением цифровых сервисов заказа такси. Они повлияли и на социальную сферу и бытовое поведение граждан. Стоимость поездки резко упала, и статус такси как условно привилегированного средства передвижения ушел в прошлое. У многих граждан появилась возможность избежать общественного транспорта и в случае необходимости уменьшить контакты с другими людьми.
Если проект предусматривает создание и доработку автоматизированной информационной системы, то это проект автоматизации как минимум. Если такая система интегрируется с одной или несколькими цифровыми платформами, то это уже цифровой проект. А если автоматизированная информационная система может быть отнесена к классу цифровых платформ, то мы называем такой проект трансформационным.
О разнице между автоматизацией, цифровизацией и ЦТ см. также раздел 1.2.
Стратегия ЦТ предусматривает управляемое и осознанное движение к намеченным целям, следовательно, уже на стадии выбора и проработки решений необходимо понимать, как получить проект(ы) именно с трансформационным эффектом. Роль стратегии ЦТ заключается в том, чтобы целенаправленно и системно добиваться кардинальных улучшений на многих направлениях, в различных сферах и видах деятельности, приводящих в итоге к повышению благосостояния граждан. Платформенное решение позволяет получить именно такие улучшения.
Пример платформенных решений в сфере госуслуг — системы, которые позволяют подавать заявления и получать различные социальные услуги дистанционно (электронный больничный, выплаты детского пособия всем гражданам РФ). Несколько цифровых сервисов такого рода возникли в 2020 году в связи с пандемией, но проактивное предоставление госуслуг с помощью электронных сервисов было стратегическим направлением цифровизации социальной сферы и до пандемии. Например, на апрель 2020 года был запланирован переход на беззаявительную выдачу сертификатов на материнский капитал. Это позволило в период пандемии эффективно перевести многие услуги, связанные с выплатами пособий, в дистанционный формат. Были реорганизованы и другие сервисы, например регистрация безработных и мониторинг сферы занятости. Важность предоставления госуслуг без очной явки отметил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев: «Когда все поняли, что надо довести деньги до граждан, быстро помочь им в тяжелой ситуации, оказалось, что единственный способ сделать это — убрать все требования, все барьеры»
Подробнее об этом см. исследование: Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М., 2020.
Качественный скачок происходит, когда в полной мере создается цифровая платформа и на ее основе реализуются платформенные решения. Все процессы взаимодействия субъекта (например, ОИВ) и клиента включаются в контур такой системы в виде исполняемых алгоритмов. Появляется возможность качественного сбора метрик поведения субъекта и клиента, находят оправданное применение технологии больших данных, машинного обучения, принятия решений на основе данных.
Трансформация, как правило, характеризуется изменением целевых параметров не на несколько процентных пунктов, а в разы или десятки раз, причем изменения касаются не одного показателя, а совокупности ключевых показателей. Кардинальными считаются изменения, при которых происходит значительный прирост по ключевому показателю или по набору таких показателей. Важно, чтобы они описывали именно целевые изменения. Работа с изменениями строится в следующей логике:
  • определен вид деятельности и предполагаемые области кардинальных изменений в этом виде деятельности

  • задан набор ключевых показателей, которые описывают модель предполагаемых кардинальных изменений:

  • например, время исполнения процесса, его стоимость, количество ошибок, охват;

  • по выбранным показателям ведется сбор данных и контроль их качества;

  • измеряются показатели на старте проекта (или его этапа), после завершения проекта (или этапа проекта) и делаются выводы о фактическом изменении целевого вида деятельности;

  • анализируется полученный результат и проектируются дальнейшие изменения.
Возможны два сценария оценки степени изменений: экспертная (на этапе проектирования) и объективная (на основе анализа значимых целевых показателей до и после трансформационного изменения).
Нет необходимости сразу переходить к проектам с максимальными изменениями. Не всегда и не для всех видов деятельности есть возможность сразу реализовать такие проекты. Цифровой проект может быть подготовительным шагом к трансформационному. Стратегия ЦТ должна учитывать эту особенность и оставлять место для поэтапного развития. Тем более что сам характер цифровых продуктов и сервисов не только позволяет, но и обязывает последовательно наращивать ценность и функции.