Приложение Б

Российские кейсы цифрового развития
В приложении Б рассмотрены отдельные кейсы разработки цифровых стратегий и их практического воплощения. В разделе Б.1 сравниваются масштабные стратегические документы четырех крупных российских компаний, чей опыт может быть интересен органам государственной власти. В разделах Б.2–Б.7 представлены проекты ЦТ в госсекторе, реализованные на базе стратегических документов.

1. Стратегии цифровой трансформации в бизнесе: сравнительный анализ

1.1. ОАО «Российские железные дороги»


Время чтения — 21 минут
Стратегия разработана как инструмент реализации долгосрочной программы развития компании до 2025 года с учетом целей, поставленных Указом Президента России от 07.05.2018 № 204. Программа предусматривает переход на «цифровую железную дорогу» для повышения качества услуг. В результате цифровой трансформации к существующим в РЖД технологиям, производственным и бизнес-процессам будут добавлены новые цифровые качества.
Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.03.2019 № 466-р.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный сайт Президента России.

Таблица Б.1
Три блока цифровых платформ в РЖД

Стратегия

Стратегия предусматривает создание в компании восьми цифровых платформ, которые функционально делятся на три блока (таблица Б.1). В целевых показателях стратегии приоритет отдается автоматизации процессов и импортозамещению. Запланировано увеличение роли электронных документов: в частности, доля электронных билетов в поездах дальнего следования должна составить 70%, а доля электронных документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса (включая международные транзитные перевозки) — 90%. Бизнес-процессы обслуживания клиентов будут выполняться без участия человека в 55% случаев; грузовые перевозки и сопутствующие сервисы в трех случаях из четырех будут доступны для электронного оформления.
Стратегия предполагает также:

  • развитие новых цифровых сервисов — например, мультимодальных перевозок (транспортировка пассажиров или грузов по одному договору, но выполненная как минимум двумя видами транспорта), многофункционального личного кабинета клиента, индивидуальных предложений транспортных услуг, финансовых услуг и т. п.;
  • повышение скорости и ритмичности перевозок;
  • создание национальной системы управления поездами и обеспечения безопасности их движения;
  • создание единой доверительной среды с участниками транспортного рынка;
  • удобное расписание для пассажиров.

Реализация

Стратегия предусматривает реализацию свыше 50 проектов. Она позволит не только внедрить в компании цифровые инновации и прорывные технологии, но и сформировать новые бизнес-процессы и повысить эффективность уже существующих, расширить набор предлагаемых услуг.
Один из ключевых инструментов реализации стратегии — внедрение цифровой корпоративной культуры, которая подразумевает обучение специалистов (от высшего руководства компании до рядовых сотрудников), а также создание института «агентов изменений» (сотрудников, занятых в мониторинге хода ЦТ, в обобщении и распространении передового опыта).
ОАО «РЖД» стала одной из двух компаний, на которых была опробована новая методика цифровой трансформации, разработанная в 2020 году Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

1.2. ПАО «Газпром нефть»

ЦТ ПАО «Газпром нефть» — один из ключевых этапов реализации корпоративной «Стратегии-2030». К 2030 году компания должна стать отраслевым лидером в сфере эффективности, технологичности и безопасности, а опережающее развитие на современном нефтегазовом рынке невозможно без цифровой трансформации.

Стратегия

Стратегия предполагает также создание центров компетенций, перед которыми стоят задачи предоставления экспертизы, разработки цифровых проектов и сервисов под задачи бизнеса, апробации технологий и прототипирования. Предусмотрены центры компетенций по ключевым сквозным цифровым технологиям:

  • машинному обучению и искусственному интеллекту;
  • виртуальной и дополненной реальности;
  • видеоаналитике;
  • блокчейну;
  • робототехнике и аддитивным технологиям;
  • беспилотным технологиям;
  • промышленному интернету вещей, носимым технологиям.
Оригинальной разработкой команды ЦТ является цифровое технологическое видение (ЦТВ) — инструмент анализа перспектив использования цифровых технологий. ЦТВ позволяет оценить рыночную зрелость той или иной технологии и организационную готовность компании к ее внедрению. Результаты оценки визуализируются в виде «технологического радара».
В числе инструментов ЦТ, используемых в компании, есть и обучающие — например, глоссарии (более 250 унифицированных терминов) и система распространения знаний для всех подразделений.
Цифровая трансформация // Газпром нефть

Реализация

Стратегия реализуется в виде нескольких целевых программ. Изначально 12 программ объединили свыше 500 цифровых проектов, которые выполнялись в компании (рисунок Б.1). В течение первого года реализации стратегии число программ выросло до 48. Целью каждой из них является достижение ключевых экономических и бизнес-эффектов.
Оцифрованное развитие // Газпром нефть

Рисунок Б.1
12 приоритетных программ цифровой трансформации ПАО «Газпром нефть»

Важным организационным инструментом стало создание ИТ-кластера на базе дочерних предприятий «Газпромнефть — Цифровые решения» и «Газпромнефть Информационно-Технологический оператор». ИТ-кластер включает три технопарка в Санкт-Петербурге, Омске и Ноябрьске, четыре центра обработки данных и около 20 технологических представительств в более чем 30 регионах. Такая структура обеспечивает переход на продуктовую модель для быстрого запуска и развития ИТ-продуктов в кросс-функциональных командах разработчиков и бизнес-подразделений. Благодаря этому в кратчайшие сроки могут быть разработаны качественные цифровые решения. Для отдельных проектов и направлений ПАО «Газпром нефть» создаются различные цифровые продукты — от мобильного приложения сети АЗС «Газпром нефть» и очков с функцией дополненной реальности, помогающих работнику склада в комплектации заказа, до самообучающегося алгоритма «Цифровая нефть», который предсказывает новые перспективные зоны месторождения для поиска залежей углеводородов.

1.3. ПАО «Россети»

Концепция ЦТ ПАО «Россети» разработана для реализации целей и задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и содержит описание задач, целевой модели, используемых технологий, а также план мероприятий. Среди ключевых задач цифровой трансформации «Россетей» — повышение эффективности компании, развитие ее кадрового потенциала и адаптивности к новым вызовам, улучшение характеристик надежности электроснабжения потребителей. В приоритете также повышение доступности электросетевой инфраструктуры и диверсификация бизнеса за счет дополнительных сервисов.
Концепция «Цифровая трансформация 2030» // Россети

Целевая модель включает:

принятие оптимальных управленческих решений на основе анализа больших данных («фабрики данных»); обеспечение взаимосвязи всех информационных цифровых потоков, в том числе на базе облачных технологий; обработку данных для оперативно-технологического управления сети. Предусмотрено изменение организационной структуры компании и создание научно-исследовательского центра, а также центров аналитических компетенций и кибербезопасности.

Стратегия

Стратегия предполагает внедрение цифровых технологий в основные рабочие процессы (см. таблицу Б.2).

Реализация

В процессе ЦТ планируется создание и усовершенствование отдельных ИС и цифровых продуктов. В частности, разработано мобильное приложение «Цифровой электромонтер»: планшеты с ним выдаются рабочим, которые дистанционно получают задания, оформляют допуск к работам и в режиме реального времени отправляют отчеты. Смарт-часы с датчиками перемещения позволяют определить точное местоположение бригады и скорость выполнения работ. Приложение увеличивает производительность труда примерно на 20%, позволяет планировать работу электромонтажных бригад и дистанционно управлять ими, в разы сокращает время, необходимое для ликвидации аварий. Планируется внедрить рабочие каски с устройствами дополненной реальности, которые будут предупреждать о приближении к опасным зонам. Созданный в Иваново научно-образовательный центр-полигон «Цифровая подстанция» предназначен для тестирования нового оборудования. До конца 2021 года по его стандарту планируется переоборудовать все вновь построенные подстанции.
«Нужно быть готовым к вызовам, иначе вылетим из бизнеса». Заместитель гендиректора ПАО «Россети» Константин Михайлик — о цифровизации электросетевого комплекса // Известия
Майоров А. В. Задачи развития и повышения надежности эксплуатации распределительных электрических сетей в рамках цифровой трансформации // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение
Павел Ливинский в Иваново открыл новый цифровой контакт-центр «Россетей» // Россети
«Россети» перейдут на проектирование только цифровых подстанций со второго квартала // Цифровая подстанция

Таблица Б.2
Внедрение цифровых технологий в рабочие процессы ПАО «Россети»

Реализация концепции ЦТ «Россетей» будет иметь значимые эффекты и для государства, и для компании и ее клиентов. РФ укрепит свою энергонезависимость, повысит качество и доступность услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению. Компания увеличит скорость и качество принятия решений и снизит потери за счет своевременного выявления бездоговорного и неучтенного потребления электроэнергии, оптимизирует логистику поставки оборудования, повысит уровень компетенции персонала. Клиенты получат возможность регулировать потребление электроэнергии через личный кабинет, управление нагрузкой и т. д.

1.4 ПАО «Лукойл»

Программа ЦТ «Цифровой Лукойл 4.0» была утверждена Советом директоров компании в 2018 году как часть функциональной программы «Информационная стратегия Группы „ЛУКОЙЛ"». Ожидается, что цифровизация позволит:

  • повысить эффективность разработки месторождений;
  • оптимизировать технологические процессы;
  • снизить потери и операционные затраты, энергопотребление;
  • увеличить производительность труда, расширить автоматизацию процессов управления персоналом;
  • повысить качество управления и выполнения работ на основе достоверной и актуальной информации;
  • сделать производство более безопасным, повысив квалификацию персонала и усилив контроль за соблюдением правил охраны труда.

Стратегия

Стратегия предполагает внедрение «цифры» в геологоразведку и добычу, корпоративный центр, переработку и сбыт (см. таблицу Б.3).

Таблица Б.3
Цифровые технологии в бизнес-процессах ПАО «Лукойл»

Цифровые технологии
Бизнес-сегменты
Геологоразведка и добыча Переработка и сбыт Корпоративный центр
Цифровой персонал и цифровое рабочее пространство

Роботизация рутинных операций

Предиктивное техобслуживание оборудования
Цифровой персонал и цифровое рабочее пространство

Роботизация рутинных операций

Предиктивное техобслуживание оборудования
Цифровой персонал и цифровое рабочее пространство

Роботизация рутинных операций

Предиктивное техобслуживание оборудования
«Интеллектуальное месторождение» (цифровая оптимизация добычи)

Цифровой двойник месторождений

Единая цифровая ИТ- архитектура
Цифровые поставки

Видео- и аудиоаналитика
Цифровые поставки

Видео- и аудиоаналитика
Сквозное цифровое управление производственными процессами

Машинное обучение

Интеллектуальные системы мониторинга
Управление данными

Аналитика

Мобильные сервисы

Кибербезопасность

Единая цифровая платформа
Цифровое управление информацией по разработке месторождений

Интеллектуальное бурение

Цифровая промышленная безопасность
Цифровой маркетинг управления клиентами

Интегрированная система управления активами

Реализация

Основные направления проекта «Цифровой Лукойл 4.0»:
  • «Цифровая экосистема» — способ организации взаимодействия заинтересованных сторон на всей цепочке создания ценности. Предполагает открытые интерфейсы и цифровые платформы для коммуникации государства, поставщиков, подрядчиков, клиентов, партнеров, транспортных компаний.

  • «Цифровой двойник» — математические или вычислительные модели производственных и бизнес-процессов. В сфере добычи создается «Цифровое месторождение» — цифровые модели скважин, резервуаров и активов; в сфере переработки — «Цифровой завод», состоящий из моделей отдельных установок.

  • «Роботизация рутинных процессов» — автоматизация физического и интеллектуального труда, внедрение автономных роботов, технологий глубокого обучения, распознавания образов, текстов, голоса, синтеза речи.

  • «Цифровой персонал» — оснащение работников компании современными цифровыми устройствами (см. рисунок Б.2), которые интегрируют данные о рабочих процессах, оборудовании и состоянии персонала, что увеличивает эффективность работы, снижает риск инцидентов и затраты на обучение.

Рисунок Б.2
Направление «Цифровой персонал»

Проекты «Цифровые двойники» и «Цифровой персонал» — часть единой информационно-технологической среды мониторинга работы нефтепромысла «Сфера 3D», которая обеспечивает эффективность производства, экологическую и промышленную безопасность
Роснефть представила цифровую платформу «Сфера 3D» на ТНФ-2019 // Агентство нефтегазовой информации

1.5. Сравнение стратегий

Стратегические документы коммерческих компаний, как правило, не размещаются в открытом доступе. Тем не менее на основе доступной информации можно выделить некоторые общие черты, присущие цифровым стратегиям корпораций (см. также таблицу Б.4).

  • Основной целью стратегии является повышение эффективности компании и качества предоставляемых клиентам услуг.

  • Цифровая трансформация сопровождается реорганизацией и оптимизацией процессов.

  • Необходимый элемент цифровизации — создание центров компетенций и различных обучающих и экспериментальных структур («фабрик»).

  • Наиболее популярные тренды — создание «цифровых двойников», использование искусственного интеллекта и работа с большими данными.

  • Стратегии описывают массовое участие в производственных цепочках «цифрового рабочего», оснащенного гаджетами с дополненной реальностью и программным обеспечением для планирования и контроля операций.

Таблица Б.4
Сравнение цифровых стратегий компаний