Сложности на старте
Мне никогда и в голову не приходило, что чистка картошки — такое сложное предприятие. Это была грандиознейшая в своем роде задача, какая когда-либо выпадала на мою долю. Мы взялись за дело весело, можно даже сказать — с энтузиазмом, но бодрость духа совершенно покинула нас к тому времени, когда мы покончили с первой картофелиной. Чем больше мы чистили, тем больше шелухи на ней оставалось, когда же мы наконец счистили всю шелуху и вырезали все глазки, не осталось ничего от картофелины — во всяком случае ничего, заслуживающего упоминания.
Джером К. Джером. Трое в лодке, не считая собаки
Чтобы построить реализуемую стратегию, нужно представлять себе трудности, с которыми сейчас сталкиваются в России лидеры цифровой трансформации. Некоторые проблемы хорошо известны: нехватка кадров, недостаточное использование данных при принятии решений, подмена цифровой трансформации автоматизацией и цифровизацией, неготовность к неизбежным кардинальным изменениям. Но есть и ряд других препятствий для трансформации. Они лежат в области синхронизации государственных решений разных уровней, целеполагания, коммуникации и собственно технологий.
Автор:
О. А. Виниченко, В. А. Витушкин, А. В. Зорин, Д. А. Клочков, С. В. Коршунова, М. В. Крель, К. А. Ткачева, М. С. Шклярук

2.1 Синхронизация как основная проблема


Время чтения — 5 минут
Одним из основных ориентиров для цифровой стратегии на любом уровне должно быть повышение качества жизни граждан. Принцип один: гражданин — это главный клиент, и в конечном итоге задача ЦТ — повысить качество жизни в конкретном муниципальном образовании, в субъекте РФ, в стране в целом. Без привязки к конкретной пользе для граждан цифровая стратегия, цифровые проекты и мероприятия, реализуемые впоследствии в рамках стратегии, рискуют оказаться формальностью. Для дополнения и конкретизации цели национальных проектов определяют в виде общественно значимых результатов (ОЗР), которые описываются именно с точки зрения пользы для граждан — так, чтобы быть понятными для всех людей и отвечать их потребностям.
Однако в настоящее время эти цели зачастую не достигаются или достигаются не в полной мере, и одна из ключевых причин, по которой это происходит, — отсутствие синхронизации региональной и федеральной политики в области ЦТ. Сейчас на государственном уровне делается очередная попытка «выровнять» федерацию и регионы, но пока однозначного решения в этой области не найдено.
Цели цифровой стратегии региона или организации на любом уровне должны быть синхронизированы с общегосударственным вектором. Фактор рассогласованности целей и программ оказывает сильнейшее отрицательное влияние на стратегическое планирование.
Сейчас явным образом поставлена национальная цель — цифровая трансформация, сделаны первые шаги в этом направлении: декомпозиция цели на уровень регионов, учет показателей цифрового развития, прежде всего показателей уровня цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы (подробнее о цифровой зрелости см. раздел 4.2) и т. д., однако предстоит еще значительная работа по консолидации всех уровней власти для осуществления ЦТ. Кроме того, стратегия ЦТ как документ должна согласоваться с другими стратегическими документами на соответствующем уровне планирования и с верхнеуровневыми документами, такими как цели национального развития, нацпроекты, стратегии соответствующих органов власти (подробнее о регуляторном ландшафте цифровой стратегии см. приложение А).
«Цифровая» составляющая должна быть в любой современной стратегии. Сейчас отсутствие в стратегических документах субъектов РФ полноценной цифровой части сдерживает реализацию ЦТ. В госпрограммы субъектов РФ должны быть включены декомпозированные с федерального на региональный уровень мероприятия государственных и ведомственных программ. Аналогично на уровне органов местного самоуправления верхнеуровневые показатели включаются в соответствующие муниципальные программы. Одним из первых примеров практического «выравнивания» может служить матричная структура работы РЦТ, когда имеет место согласование полномочий РЦТ разного уровня и формирование комплексных показателей эффективности их деятельности. Результаты работы этой структуры (которая на момент написания доклада еще формируется) можно будет оценить не ранее чем в конце 2021 года.
Чтобы решить проблему рассинхронизации, целеполагание в стратегии должно учитывать специфику регионов и быть результатом встречного движения: потребности и запросы поступают «снизу», со стороны субъектов, а национальные цели и рекомендации по их достижению приходят «сверху», с федерального уровня. Пока ЦТ федеральных отраслевых министерств направлена в основном на макроэкономические показатели; регионам не хватает детализации и ответов на вопросы, какие конкретно изменения должны произойти на местах и где взять на это ресурсы. При этом недорогие локальные проекты, ценные для конкретного субъекта федерации, невозможно реализовать без поддержки федерального центра, но субъект часто не получает этой поддержки. Необходимо также налаживать коммуникацию между органами власти разных уровней, чтобы регионы могли прозрачным и удобным способом эскалировать местные проблемы до того уровня, на котором они могут быть решены.
Решению проблемы сбора информации «снизу вверх» способствует организация во всех регионах России Центров управления регионом (ЦУР), куда поступают обращения граждан. Еще один инструмент — платформы обратной связи (ПОС), которые на конец 2020 года внедрены более чем в половине субъектов РФ.
Несмотря на эти важные сдвиги, говорить о системных решениях пока рано — их поиску и внедрению будут посвящены ближайшие несколько лет. Поэтому в докладе мы сосредоточимся на наиболее значимых проблемах ЦТ (многие из которых были названы авторами в более ранней публикации «Государство как платформа: люди и технологии» ) и стратегического планирования, оставляя обсуждение решений до следующих публикаций. Эти проблемы условно можно разделить на четыре группы:
Государство как платформа: люди и технологии / под ред. М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2019.
  • целеполагание на всех уровнях управления;
  • взаимодействие разных уровней власти и коммуникация между ними;
  • люди, кадры для ЦТ и их компетенции;
  • риски цифровых технологий.