Сложности на старте

2.4 Люди и компетенции


Время чтения — 6 минут
Еще один блок проблем связан с недостаточными цифровыми компетенциями госслужащих, вовлеченных в цифровую трансформацию, и пользователей государственных сервисов, другими сложностями, которые возникают при поиске кадров и в ежедневной работе команд ЦТ.

Проблема 8

Дефицит кадров и компетенций для реализации ЦТ

На всех уровнях управления сказывается существующий в госсекторе дефицит кадров; на данный момент у большинства госслужащих не хватает компетенций, востребованных в ЦТ. Например, 80% госслужащих, которые проходили обучение в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС в 2018-2020 годах, никогда ранее не принимали участие в проектах, связанных с «цифрой», и не до конца понимают, что это такое.
Для формирования в госсекторе кадрового состава специалистов, способных к реализации ЦТ, потребуется несколько лет систематической работы кадровых служб по поиску и подбору специалистов в цифровые команды и т. п. От новых кадров потребуется понимание внутреннего устройства и специфики государственной службы; желательно, чтобы у них был опыт работы в коммерческой и некоммерческих сферах для включения лучших практик в работу госорганизаций.
См. также рекомендации в разделе «Десять шагов развития кадровой экосистемы» доклада «Организационные структуры и команды цифровой трансформации в системе государственного управления» / авт.-сост. Н. С. Гаркуша, А. С. Шубин; под ред. М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020. С. 114-117.
Конкуренция работодателей за высококвалифицированные ИТ-кадры и дефицит последних в государственном секторе и на рынке в целом — общемировой тренд. Исследование, проведенное Ассоциацией АПКИТ по заказу Минкомсвязи России, показало значительный недостаток ИТ-специалистов в России (они сегодня составляют 2,4% от экономически активного населения, в среднем по Европе эта цифра выше — 3,9%). В России проблема привлечения узких ИТ-специалистов, например дата-аналитиков, остро стоит в органах власти на всех уровнях, но особенно в регионах, где такие специалисты предпочитают работу в крупных российских или международных компаниях или в местных коммерческих организациях из-за значительной разницы в оплате труда.
ИТ-кадры для цифровой экономики в России/ Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий. М.: 2020.
Подробнее о типовых сложностях организации работы подразделений, ответственных за ЦТ, см.: Организационные структуры и команды цифровой трансформации в системе государственного управления / авт.-сост. Н. С. Гаркуша, А. С. Шубин под ред. М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020. С. 73-75. //
Чтобы собрать необходимую команду ЦТ, руководителям приходится искать непрямые решения: различные варианты аутсорсинга и дистанционной работы, в том числе из других регионов, наем ИТ-специалистов в подведомственные учреждения (см. также об этом в разделе 7). Учитывая интенсивное развитие цифровой экономики и появление новых задач и проектов в сфере ЦТ, острота дефицита высококвалифицированных ИТ-специалистов в российских органах власти будет в ближайшие годы только нарастать.
Подробнее об особенностях подбора кадров в команды ЦТ в госсекторе см. там же и в главе «Команда CDTO» в издании «Учебник 4CDTO: "О цифровизации и цифровой трансформации"» (2-е изд., 2021).

Проблема 9

Высокая загрузка служащих на местах

Сотрудники всех уровней в государственных и муниципальных организациях и подведомственных им структурах часто перегружены текущей работой, поручениями и рутинными задачами, в том числе связанными с работой в информационных системах. Объем работы не всегда предсказуем, нет возможности срочно увеличить штат при резко возросшем объеме задач.
«В нынешних условиях практически не остается времени на разработку стратегии. Если же получается заниматься разработкой стратегии и проектированием будущего в личное время, по вечерам, выходным дням, то в дальнейшем в рабочее время все так же не хватает ресурсов для реализации задуманного»

Проблема 10

Низкий уровень доступности цифровых решений и риск цифрового неравенства

Цифровую трансформацию сопровождают постоянные быстрые изменения, скорость и количество которых в 2020 году в связи с пандемией COVID-19 резко увеличились. Постоянная нестабильность и непредсказуемость общей ситуации увеличивают напряжение и осложняют жизнь многим гражданам.
Нельзя признать этичным сложившийся де-факто добровольно-принудительный переход в цифровое будущее, при котором усиливается цифровое неравенства, а существовавшие ранее ограничения начинают влиять на повседневную доступность многих продуктов и услуг. При этом решения часто принимаются без изучения альтернатив и оценки рисков.
В такой ситуации отсутствие высокоскоростного интернета в населенном пункте или отсутствие компьютера в семье препятствуют получению гарантированного всем среднего образования; отсутствие смартфона или ошибка системы распознавания лиц становятся основанием для штрафа за нарушение самоизоляции.
Необходимо планомерно решать проблему цифрового неравенства: плавно адаптировать граждан, оставляя аналоговые альтернативы цифровых сервисов и услуг до тех пор, пока они требуются части граждан. Нужны доступные формы обучения цифровым технологиям для пенсионеров, курсы повышения грамотности в отношении новых видов мошенничества, разъяснение необходимости защиты конфиденциальных данных. При том что в России широко распространены мобильные телефоны, компьютеры и гаджеты, нельзя приравнивать наличие смартфона к цифровой грамотности, к умению защитить себя в киберпространстве, объективно оценить риски использования тех или иных цифровых технологий.