Навигатор

Доклад допускает несколько режимов чтения, помимо традиционного — от начала до конца. Выберите с помощью навигатора актуальные для вас разделы и составьте собственный читательский маршрут.

Условные обозначения

  • Заместители высших должностных лиц регионов, отвечающие за цифровую трансформацию, — руководители.
  • Руководители цифровой трансформации — РЦТ.
  • ИТ-специалисты — ИТ.
  • Члены команды цифровой трансформации — команда ЦТ.
  • Государственные и муниципальные служащие, работники подведомственных учреждений — госслужащие.
1. Введение
Для кого. Госслужащие, команда ЦТ.
О чем речь. Стратегия как способ выбрать цели движения и его маршрут. Цифровая трансформация (ЦТ) как одна из национальных целей развития России.Ее отличия от цифровизации и автоматизации.
Также в разделе. Священный Грааль или инструмент изменений? Лебедь, рак и щука в организации. На кого равняться.
Точки опоры: цифровые лидеры, целевые показатели, трансформационная логика.
2. Сложности на старте
Для кого. Руководители, РЦТ, госслужащие, команда ЦТ.
О чем речь. Почему в России пока нет многоуровневой госстратегии ЦТ. 13 распространенных проблем на пути трансформации — от ограничений ФЗ о госзакупках до проблем с финансированием.
Также в разделе. Люди и технологии как источники риска. Мысли вслух участников ЦТ.
Точки опоры: цифровое неравенство, компетенции, синхронизация.
3. Анатомия стратегии
Для кого. Руководители, РЦТ, госслужащие, команда ЦТ.
О чем речь. Теоретический минимум, необходимый для чтения доклада: от общей модели и списка компонентов стратегии до ее жизненного цикла и универсальных критериев ее качества.
Также в разделе. Древнекитайская мудрость. Связь компонентов на примере «Жигулей». Дефектные стратегии.
Точки опоры: фокус, образ будущего, заинтересованные лица.
4. Оценка текущего состояния
Для кого. Руководители, РЦТ, команда ЦТ.
О чем речь. Важность аудита текущего состояния для создания реализуемой стратегии. Описание стейкхолдеров, процессов, ИТ-инфраструктуры, правового поля и региональной специфики.
Также в разделе. Как зафиксировать, не приукрашивая. Чем поможет исторический контекст. SWOT-анализ региона.
Точки опоры: карта стейкхолдеров, качество оказания услуг, цифровая зрелость.
5. Стратегия и архитектура организации
Для кого. Руководители, РЦТ.
О чем речь. Архитектура организации как набор «строительных элементов» для описания текущего и будущего состояния. Слои архитектуры. Язык моделирования архитектуры предприятия ArchiMate. Плюсы безбумажной стратегии и цифрового репозитория.
Также в разделе. Трансформация архитектуры на примере развития города. Как соединить архитекторов, стратегов и менеджеров.
Точки опоры: домен, эмерджентность, цифровой двойник.
6. Выбор трансформационного решения
Для кого. Руководители, РЦТ, госслужащие, команда ЦТ, ИТ.
О чем речь. Обзор платформенных решений, позволяющих пользователям в автоматизированном дистанционном режиме выполнять свои задачи. Три типа ЦТ — от картографических и новостных сервисов до уберизации.
Также в разделе. Факторы благополучия. Роль пандемии в ЦТ.
Точки опоры: цифровая платформа, ценностное предложение, критерии трансформации.
7. Семь главных задач разработчика стратегии
Для кого. РЦТ, команда ЦТ, ИТ, госслужащие.
О чем речь. Главные вопросы, без ответа на которые разработать хорошую стратегию не удастся. Компетенции и роли в команде. Система целевых показателей и дорожная карта.
Также в разделе. Инструмент прогнозирования будущего. Матрица рисков. На какие «грабли» лучше не наступать.
Точки опоры: регулярный менеджмент, трендмэппинг, PDCA.
Приложение А. Обзор нормативных правовых актов
Для кого. Руководители, РЦТ, команда ЦТ.
О чем речь. Анализ истории и взаимосвязей основных НПА, которые посвящены стратегическому планированию и «цифре». Стратегия развития информационного общества на 2017–2030 годы.
Также в разделе. Какие изменения назрели. Таймлайн «Основные этапы государственной информатизации в России».
Приложение Б. Российские кейсы цифрового развития
Для кого. Руководители, РЦТ, госслужащие, команда ЦТ, ИТ.
О чем речь. 10 примеров успешной разработки и реализации стратегий ЦТ на уровне министерства и регионов, а также в крупном бизнесе (кейсы «Лукойла», РЖД, «Газпром нефти», «Россетей»).
Также в разделе. Как с помощью ЦТ облегчить жизнь охотникам, нефтяникам, пациентам, читателям, спортсменам и госслужащим.