Приложение А
Регуляторный ландшафт стратегии и «цифры»: обзор нормативных правовых актов

А.2 Законодательное и нормативное регулирование в сфере стратегического планирования


Время чтения — 7 минут
Первый в современной истории России опыт законодательного регулирования процессов стратегического планирования относится к 2009 году, когда был подписан Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». Широкую известность он не получил по одной специфической причине: на нем стоял гриф «Для служебного пользования» и он не был опубликован. Что, впрочем, не помешало тексту Указа появиться в интернете примерно через год после издания.
Официально факт существования этого Указа был обнародован в 2012 году в пакете документов при внесении на рассмотрение в Госдуме проекта Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (законом этому проекту предстояло стать только через два года). Указ № 536 был упомянут в числе НПА, подлежащих отмене или изменению в связи с планируемым принятием нового закона. Формулировка обоснования отмены приказа была следующей:
«Положения законопроекта не соответствуют данному Указу Президента Российской Федерации, в том числе в части, касающейся определения основных понятий, приоритетов, принципов, временных горизонтов и видов государственного стратегического планирования и прогнозирования.

В связи с этим необходимо привести Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации" в соответствие с законопроектом или признать его утратившим силу».
В заключительных положениях Федерального закона № 172-ФЗ об отмене этого Указа ничего не сказано — по-видимому, из-за его закрытого характера он и отменен был так же закрыто. Далее мы рассмотрим последующие нормативные документы этой тематики.

А.2.1 Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ состоит из 15 глав и 47 статей. Он определяет:
1
понятие стратегического планирования и базовую терминологию в данной сфере (целеполагание, планирование, прогнозирование, программирование);
2
понятия долгосрочного и среднесрочного периодов для целей планирования, прогнозирования и программирования;
3
полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования;
4
структуру системы стратегического планирования, включающую:

  • принципы стратегического планирования (статья 7);
  • задачи стратегического планирования (статья 8);
  • участников стратегического планирования (статья 9);
  • полномочия участников стратегического планирования (статья 10);
  • документы стратегического планирования (статья 11);
  • информационное обеспечение стратегического планирования (статья 14).
Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (актуальная редакция — от 31.07.2020) вместе с рядом подзаконных постановлений и распоряжений Правительства РФ составляет на сегодня основу правового регулирования в сфере стратегического планирования.
Перечень видов документов стратегического планирования, разработка которых регулируется указанным федеральным законом, приведен в таблице А.1. Каждому виду документов стратегического планирования присвоен свой индивидуальный код, входящий в регистрационный номер документа в реестре документов стратегического планирования, который ведет Минэкономразвития России. Коды для видов документов стратегического планирования федерального уровня утверждены приказом Минэкономразвития от 11.11.2015 № 832.

Таблица А.1
Виды и коды документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне

Практически для каждого вида документов стратегического планирования существует соответствующий НПА уровня постановления Правительства, утверждающий правила разработки документов такого вида (см. таблицу А.2).
О статусе ВПЦТ по отношению к системе стратегического планирования будет подробно сказано в разделе А.3. Пока отметим только, что формально ВПЦТ не имеет статуса самостоятельного стратегического документа. Есть и другой вид документов, фактически относящийся к стратегическому планированию (более того — имеющий потенциал заменить традиционные виды), но формально таковым не являющийся, — национальные проекты. Связь ВПЦТ по целям и показателям с нацпроектами и федеральными проектами в составе нацпроектов должна учитываться при разработке ВПЦТ. Проблема же регулирования в том, что на сегодня взаимосвязь ВПЦТ и нацпроектов никак не зафиксирована в нормативных документах.

А.2.2 Подзаконные НПА в сфере стратегического планирования

Как и вокруг любого системообразующего федерального закона, вокруг закона № 172-ФЗ сформировался пул подзаконных НПА — начиная с уровня постановлений Правительства и заканчивая ведомственными приказами, в основном изданными Минэкономразвития. Ниже в таблице А.2 перечислены основные НПА уровня постановлений Правительства (ПП), относящиеся к сфере стратпланирования.

Таблица А.2
Ключевые НПА, регулирующие вопросы деятельности в сфере стратегического планирования

Отметим, что некоторые НПА, принятые до 172-ФЗ, не корректировались в связи с принятием этого федерального закона. Два постановления относятся к информационным системам: ГАИС «Управление» и ФИС стратегического планирования, которые призваны обеспечить информационную поддержку процессам разработки документов стратегического планирования и последующего мониторинга их реализации. Поддержка разработки и мониторинга ВПЦТ планируется (и частично уже реализуется) еще в одной государственной ИС — ФГИС координации информатизации (ФГИС КИ).