Регуляторный ландшафт стратегии и«цифры»: обзор нормативных правовых актов
А.5 Выводы
Несмотря на наличие вертикального стека нормативных правовых документов, относящихся к стратегическому планированию (федеральный закон — постановления Правительства — ведомственные НПА), практика такого планирования пока отстает от концепций, заложенных в регулирование.
Практически нет работающих документов реальной стратегической направленности на сроки шесть лет и больше от сегодняшнего дня. Отдельные стратегии, имеющие в своих наименованиях даты 2030–2035, по большей части являются декларациями о намерениях, а не рабочими инструментами.
Сама сфера стратегического планирования сейчас находится в состоянии неопределенности и назревающих кардинальных перемен: появился целый ряд документов, стратегических по содержанию, которые не укладываются в действующие рамки нормативного регулирования (майские и июльские Указы Президента, нацпроекты). Ожидается коренное преобразование механизма госпрограмм, которые сегодня служат одним из базовых инструментов стратегического планирования. Нацпроекты являются, по сути, стратегическими инструментами, но находятся вне нормативного контекста стратегического планирования.
Общие недостатки стратегического планирования сказываются и на сфере государственных ИКТ. ВПЦТ на данный момент не хватает НПА среднего уровня и методик. В России нет наработанной практики увязки оперативных и среднесрочных целей и задач в ИТ и ЦТ со стратегическими целями и задачами. Формально в процедурах и правилах утверждения ведомственных планов и программ существуют критерии оценки соответствия планируемых мероприятий в сфере ИКТ стратегическим документам, но методики под них не прорабатывались.
Отсутствуют механизмы мониторинга процессов трансформации, не хватает методик расчета контрольных показателей. Первые попытки формулирования в ведомственных ВПЦТ показателей результативности ЦТ демонстрируют формальный подход. Вследствие механического объединения традиционных планов информатизации и новых программ в число показателей результативности ЦТ нередко включают показатели «старой» информатизации, не несущие в себе трансформационного смысла, или «показатели», которые не изменяют своих значений на всем периоде планирования, то есть не показывают ничего. При стратегическом планировании часто путают цели трансформации и показатели достижения этих целей (динамики движения к ним) — первые указываются в качестве вторых. Командам цифровой трансформации предстоит большая работа по всем этим направлениям.