Приложение А
Регуляторный ландшафт стратегии и «цифры»: обзор нормативных правовых актов

А.4 Законодательное и нормативное регулирование «на стыке» СП, ИТ и ЦТ


Время чтения — 5 минут
Первое, еще неофициальное использование термина «цифровая трансформация» в нормативно-правовом пространстве относится к апрелю 2020 года, когда появился первый вариант проекта будущего постановления Правительства РФ от 10.10.2020 № 1646. В этом проекте термин присутствовал не сам по себе, а в составе понятия «ведомственная программа цифровой трансформации».
Официально же термин «цифровая трансформация» был впервые использован в тексте Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» как одна из таких целей. «Цифровая трансформация» в этом Указе только названа как данность — без определения. Фактически она заменила «цифровую экономику» из майского (2018) Указа Президента Российской Федерации.
«2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году:

д) в рамках национальной цели "Цифровая трансформация":

  • достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
  • увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов;
  • рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, до 97 процентов;
  • увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года».
«Приземление» и нормативное определение нового термина произошли позже, когда постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1646 (ПП 1646) «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» было принято.
Это же постановление по существу декларирует и рождение ВПЦТ как нового документа планирования федерального ведомственного уровня, который целиком посвящен вопросам ИКТ. До этого мероприятия по разработке, внедрению и использованию ИКТ рассматривались только как составная часть ведомственных целевых программ (ВЦП).
Вернемся к вопросу о соотношении ВПЦТ и стратегического планирования, поставленному в разделе А.1.1.

  • Строго говоря, ВПЦТ не является документом стратегического планирования, потому что разрабатывается на три года — в концепции 172-ФЗ это краткосрочный период, не относящийся к периодам стратегического планирования.

  • ВПЦТ не относится к документам стратегического планирования и по формальным основаниям: она не входит в определенный в законе перечень документов стратегического планирования (хотя и имеет сопутствующий НПА, в котором определены правила разработки ВПЦТ).

  • Корректнее всего статус ВПЦТ описывается как «сопутствующий документ к планам деятельности ФОИВ».
Постановление Правительства от 10.10.2020 № 1646.
Несмотря на отсутствие у ВПЦТ статуса самостоятельного стратегического документа, она тесно связана с несколькими видами стратегических документов, так как целевые показатели из этих документов, относящиеся к ИТ и/или задачам ЦТ, должны учитываться при разработке ВПЦТ. В первую очередь ВПЦТ связана с отраслевыми документами стратегического планирования, с госпрограммами РФ и планами деятельности ФОИВ.
Новые ВПЦТ обладают всеми признаками более старых ВЦП и поэтому должны подпадать под нормы «Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.04.2005 № 239 (ПП 239). Однако именно с принятием ПП 1646 утратил силу пункт в ПП 239, гласивший:
«…проект ведомственной целевой программы, предусматривающий мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее — мероприятия по информатизации), до ее утверждения направляется разработчиком ведомственной целевой программы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для проведения его экспертной оценки в порядке, предусмотренном для проектов актов, предусматривающих мероприятия по информатизации».
Это, по-видимому, означает, что впредь все мероприятия по информатизации должны будут обязательно включаться именно в ВПЦТ.
Есть определенные сомнения в том, что разработка ВПЦТ не будет нарушать нормативных требований к ВЦП — про недублирование мероприятий одних ВЦП в других. Если следовать логике действующих НПА, из любых ВЦП сейчас нужно извлекать мероприятия с ИТ-уклоном и включать их именно в ВПЦТ. Или не приравнивать ВПЦТ по статусу к ВЦП, хотя и по названию, и по сути ВПЦТ — это именно ВЦП.
Но о реальности этой нормативно-правовой коллизии можно будет судить только в 2021 году, когда ВПЦТ войдут в практику работы федеральных ведомств. Скорее всего, если в обозримом будущем будут вноситься изменения в НПА по стратегическому планированию (начиная с самого верха — с Федерального закона № 172-ФЗ), ВПЦТ будут приравнены к самостоятельно существующим документам условно стратегического уровня (с учетом краткосрочности периода планирования), но логически являющимся разделами планов деятельности ФОИВ.