Приложение Б

Российские кейсы цифрового развития

2. Единое цифровое пространство общедоступных библиотек Санкт-Петербурга


Время чтения — 4 минут
Исходное состояние
К 2009 году петербургские общедоступные библиотеки, особенно ведомственные, не были связаны между собой. Читателям приходилось отдельно записываться в каждую из них, иметь несколько читательских билетов, делать запросы в каждую библиотеку при поиске издания. Уровень информатизации и автоматизации был низок, онлайн-обслуживание практически отсутствовало. Аудиовизуальные и электронные издания составляли всего 2% фонда. Из-за роста цен на бумажные книги фонды пополнялись плохо. Большинство библиотек располагалось в старых и неудобных зданиях, причем лишь четыре библиотеки были оборудованы пандусами для инвалидов.
Эти проблемы зафиксировала «Концепция развития обслуживания населения Санкт-Петербурга общедоступными библиотеками» (далее — «Концепция развития»). Она стала основным документом стратегического планирования цифровизации библиотечного дела в городе.
Концепция развития обслуживания населения Санкт-Петербурга общедоступными библиотеками на 2009–2015 годы принята на заседании Коллегии Комитета по культуре Санкт-Петербурга 18.12.2008

Стратегия

Ресурсы всех библиотек было предложено объединить в единую сеть, а затем преобразовать ее в цифровое пространство, насытить цифровыми технологиями и сервисами.
В ходе проведения ЦТ библиотечной сети в 2016–2018 годах был реализован проект «Портал общедоступных библиотек», воспринявший описанную в «Концепции» стратегию и ее цели (см. таблицу Б.5). Участниками проекта стали 198 общедоступных библиотек, входящих в некоммерческое добровольное самоуправляемое объединение — корпоративную сеть общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ СПб).

Таблица Б.5
Стратегические цели

Основная цель Привлечение читателей в общедоступные библиотеки
Основные задачи по реализации цели Достижение соответствия уровня библиотечного обслуживания мировым стандартам и стандартам проживания в Санкт-Петербурге
Изменение отношения общества к библиотекам. Повышение привлекательности и доступности библиотек для жителей Санкт-Петербурга
Основные направления деятельности по реализации цели и задач Модернизация системы обслуживания
Оптимизация и развитие информационных ресурсов библиотек
Воспитание информационной культуры
Усиление роли и значимости библиотек в едином социокультурном и информационном пространстве Санкт-Петербурга
Совершенствование управления в общедоступных библиотеках
Центральная городская публичная библиотека им. В. В. Маяковского стала инициатором и руководителем проекта, Комитет по культуре Санкт-Петербурга осуществлял финансирование, а государственное унитарное предприятие «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» — техническую реализацию.
Целевая модель (процессное описание объекта цифровизации после реализации проекта) содержала следующие компоненты:

  • обслуживание читателей во всех библиотеках по единому электронному читательскому билету;
  • единая точка доступа к информации и сервисам общедоступных библиотек через портал spblib.ru;
  • просмотр и полнотекстовый поиск по сводному электронному каталогу изданий и статей;
  • онлайн-консультирование читателей по подбору литературы;
  • просмотр полных электронных текстов общедоступных изданий с 1794 года, в том числе текстовых, нотных и изобразительных материалов, выборочное чтение материалов, защищенных авторским правом.

Рисунок Б.3
Результаты проекта

Реализация и итоги проекта

Перед началом внедрения цифровых сервисов была проведена оптимизация рабочих процессов, включавшая конвертацию отдельных каталогов в единый корпоративный каталог, разработку технологических карт и т. д. Портал spblib.ru разрабатывали по принципам Agile, постоянно демонстрируя заказчикам работающие прототипы системы.
В результате читателям стали доступны новые виды электронных ресурсов, в том числе единый сводный электронный каталог (более 2 млн изданий) и дайджест петербургской прессы (более 23 тыс. статей). В целом посещаемость библиотек выросла на 56% (см. рисунок Б.3).