Приложение Б

Российские кейсы цифрового развития

7. «Услуга без чиновника»: автоматическое назначение мер социальной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре


Время чтения — 6 минут
Исходное состояние
Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО — Югры) предоставляет более 130 услуг в сфере социальной поддержки граждан. Ранее каждое обращение граждан требовало от сотрудников выполнения нескольких административных процедур:

  • контроля полноты предоставленных документов и сведений;
  • направления межведомственных запросов;
  • анализа ответов на запросы;
  • принятия решения о назначении меры социальной поддержки;
  • оформления документа о назначении.
Предоставление государственных услуг департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Рост количества мер социальной поддержки приводил к увеличению сроков рассмотрения заявлений, возрастала вероятность ошибок (неправомерного назначения или отказа в услуге). Ошибочные назначения — это расходы окружного бюджета, а неправомерные отказы и несвоевременные решения — это недовольство граждан, жалобы и обращения с целью досудебного обжалования.

Cтратегия

Разработанное решение соответствует проекту концепции цифровой трансформации ХМАО — Югры, который подготовлен департаментом информтехнологий и проходит стадию согласования с членами правительства автономного округа. В разработке концепции и плана мероприятий по ее реализации участвовал АУ «Югорский НИИ информационных технологий»; важным этапом разработки стала стратегическая сессия с участием представителей РОИВ, учреждений и бизнеса.
Стратегическая цель ЦТ отраслей экономики и социальной сферы ХМАО — Югры — повышение качества жизни населения и улучшение условий ведения экономической деятельности организаций. Ключевая задача ЦТ госуправления — содействие цифровому взаимодействию между госслужащими, гражданами и предприятиями для предоставления высококачественных государственных и муниципальных услуг, которые отвечают актуальным потребностям жителей.
Реализация проекта «Услуга без чиновника» направлена на достижение трех показателей концепции (см. таблицу Б.8).

Таблица Б.8
Целевые показатели концепции цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (к 2024 году)

Реализация

Для проекта «Услуга без чиновника» выбрали пять наиболее значимых госуслуг:

  • ежемесячное социальное пособие на детей, потерявших кормильца;
  • ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов;
  • компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам;
  • подарок «Расту в Югре» — единовременная выплата при рождении ребенка на территории ХМАО — Югры;
  • ежемесячное пособие на детей от 3 до 7 лет.
Автоматизация связанных с этими услугами процессов шла поэтапно. Работа проектной команды началась с анализа регламентирующих услуги НПА и снятия ограничений, которые препятствовали их автоматическому предоставлению. Затем на базе прикладного программного обеспечения «Автоматизированная система обработки информации» (ППО АСОИ) реализовали интеграцию с ЕПГУ, информационной системой МФЦ и системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В результате интеграции появилась возможность такой схемы:

  • поданное через ЕПГУ или МФЦ заявление гражданина поступает в ППО АСОИ;

  • система принимает заявление в работу и через СМЭВ рассылает межведомственные запросы по определенному алгоритму (в Пенсионный фонд России, МВД РФ, Федеральную налоговую службу и другие ведомства);

  • полученные от ведомств ответы анализируются и классифицируются по признаку «имеет право на услугу — не имеет права»;

  • в случае если гражданин имеет право на запрошенную меру социальной поддержки, система принимает решение о назначении этой меры.
Таким образом, полностью в автоматический режим переходят следующие процессы:

  • прием обращений граждан;
  • возврат статусов в личный кабинет ЕПГУ в процессе обработки обращения;
  • направление межведомственных запросов;
  • анализ ответов на запросы;
  • назначение меры социальной поддержки, если в ответах на запросы содержится информация о наличии права у гражданина на ее получение.
В проекте была использована такая функция ЕПГУ, как предзаполнение полей заявления с помощью сведений, хранящихся в личном кабинете заявителя, — это существенно упрощает и сокращает процесс подачи заявления на услугу.
В 2019 году в ходе реализации проекта автоматизированное принятие решения было реализовано по услугам:

  • ежемесячное социальное пособие на детей, потерявших кормильца;
  • ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов;
  • подарок «Расту в Югре».
Проведенная в 2020 году модернизация информационной системы органов социальной поддержки и исключение с 01.07.2020 справки медико-социальной экспертизы из списка документов личного хранения позволили настроить функционал ППО АСОИ на автоматическую обработку заявления и на услугу «Компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалидам». Новые возможности системы позволяют автоматически:

  • формировать запросы для СМЭВ на основании данных из Федерального реестра инвалидов;

  • анализировать ответы из СМЭВ и определять наличие у гражданина права на компенсацию ЖКХ;

  • определять размер компенсации на основании сведений о фактически понесенных гражданином расходах, поступивших в систему из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Проект «Услуга без чиновника» позволил оптимизировать бизнес-процессы предоставления услуг и значительно сократить экономические издержки органов социальной защиты. Неучастие государственных служащих в процессах сводит к нулю риск коррупции. Автоматическое принятие положительных решений по стандартным заявлениям снизило нагрузку на специалистов, которые могут теперь больше времени уделять сложным случаям.